01:14
Интервью Министра экологии и природных ресурсов Николая Злочевского интернет-порталу "Обозреватель", 27.12.2011 г.
ЗЛОЧЕВСКИЙ: КОГДА РЕЧЬ ИДЕТ О ПРИРОДЕ И ЭКОЛОГИИ, ВАЖНЫМ ЯВЛЯЕТСЯ АБСОЛЮТНО ВСЕ


Сегодня охрана окружающей среды является одной из самых волнующих тем для современной Украины. Из-за человеческого безразличия страна ежегодно теряет огромную биомассу, которая практически не подлежит восстановлению. Вырубка лесов, вымирание разных видов животных и растений, потеря экологического потенциала – вот неполный список проблем, с которыми придется бороться каждому украинцу. О том, как правительство решает наболевшие проблемы природной сферы, как утилизируются смертельно опасные отходы и сколько бюджет тратит на самое главное – здоровье нации и сохранение уникальной природы Украины, «Обозревателю» рассказал Николай Злочевский, министр экологии и природных ресурсов Украины.

- Наиболее резонансной темой в работе Министерства экологии в 2011 году были ядохимикаты, которыми напичкана Украина. Министерству и вам лично по этому поводу достается немало критики. Как решается эта проблема?

- Многие годы о тысячах тонн опасных для жизни человека химикатов, разбросанных по всей территории Украины, молчали и журналисты, и власти. А сегодня о них говорят и журналисты, и экологическая общественность. Правительство действительно получает по этому поводу не только комплименты, но и критику. Но на мой взгляд это значит только одно: мы наконец-то занялись этой проблемой основательно.

Например неделю назад, 20 декабря, Минприроды завершило вывоз из Горловского химзавода мононитрохлорбензола. Это вещество известно, как кровяной яд. Достаточно одного грамма мононитрохлорбензола, чтобы убить человека. Даже когда телевизионные операторы снимали процесс загрузки последней партии, и на них подул ветер со стороны склада, мы попросили журналистов срочно перейти в другое место. Это очень опасно. А ведь мы вывезли на переработку за рубеж почти 2,5 тонны кровяного яда. Хотя до этого 22 года его накапливали, и еще 17 лет не знали, с какой стороны подступиться, чтобы обезвредить.

И даже в этой ситуации нас критиковали. Но этой нормально. Не критикуют тех, кто ничего не делает. Сейчас у нас в разгаре работы по вывозу гексахлобензола из Калушского района Ивано-Франковской области и бериллия из Киева. В 2012 году мы закончим вывоз непригодных пестицидов со всей территории Украины, а 9 областей уже полностью очищены. И если за это нас будут критиковать, то я не против.

- В уходящем году было проанонсировано такое нововведение как космический мониторинг. На какой стадии этот проект и будет ли развиваться дальше?

- Когда мы начали плотно заниматься ситуацией в заповедниках, лесах, состоянием земель, то столкнулись с тем, что достоверную информацию "наземными средствами” получить очень сложно. Инспекторы не могут добраться до глубин леса и выяснить масштаб незаконных вырубок. Сложно определить, насколько выросла за год новообразованная свалка. Определить степень расширения карьеров за счет поглощения сельхозземель – тоже задача долгая и трудоемкая. Как решить эту проблему? Только с помощью космических технологий.

Снимки, сделанные из космоса, обрабатываются специальными программами, которые не только отслеживают изменения в состоянии, например, вырубки леса, но и выдают готовый бланк штрафа. В бланке указано, какие деревья были вырублены, какой нанесен ущерб государству. Экологическому инспектору остается просто приехать на место и сделать несколько фотографий для предъявления в суде или в других инстанциях. Подняв этот пласт, мы обнаружили, что космические технологии также могут выполнять огромный объем работы, которая принесет пользу в сельском хозяйстве. Можно прогнозировать урожай, показывать количество внесенных удобрений. Можно сравнивать планы аграрного министерства, отчеты с мест о посеянных культурах и реальные факты: где что в действительности выросло. Например, на снимках видно, что хозяйства заявили о посевах пшеницы, а на самом деле там подсолнечник, запрещенный к посевам на 14% посевных площадей.

Не менее интересные данные может получать и Министерство по чрезвычайным ситуациям. МЧС сможет прогнозировать подтопления, оползни, заранее проводить мероприятия по берегоукреплению – и, соответственно, экономить сотни миллионов гривень на ликвидации последствий природных катастроф. Так что Минприроды станет лишь первым министерством в этом проекте. А затем подключатся и другие.

- На слуху в последнее время и он-лайн мониторинг выбросов промышленных предприятий. Правда ли, что он уже в ближайшем году сможет охватить всю территорию Украины?

- Для начала мы планируем установку приборов контроля на 1,5 тысячах предприятий, которые являются самыми крупными загрязнителями. Это позволит оперативно отслеживать загрязнение воздуха и воды. По предварительным прогнозам, благодаря этому поступления в госбюджет и экологический фонд увеличатся на 8 миллиардов гривен в год. 70% этих денег будут направляться в регионы для улучшения экологической ситуации. А с 2013 года эти деньги будут распределяться следующим образом: треть отойдет министерству, треть – местным властям, и треть останется на предприятиях для внедрения экологических проектов. Естественно, в итоге у Министерства экологии появятся средства для дальнейшего внедрение он-лайн мониторинга выбросов на всей территории страны, включая небольшие предприятия.

- Насколько актуальна в масштабах страны проблема медицинских отходов? Неужели настолько, что ею должно заниматься министерство?

- Актуальность этой проблемы легко проиллюстрировать итогами проверки более 500 медицинских учреждений, которую проведал Государственная экологическая инспекция. Большинство больниц вообще не имеют каких-либо документов, указывающих на то, куда они девают отходы. Лишь некоторые имеют соответствующие договора с частными структурами. Когда же мы проверили и их, оказалось, что чаще всего они просто закапывают отходы в землю. Понятно, что закрывать из-за этих нарушений больницы мы не будем.

Сейчас совместно с Минздравом ищем решение проблемы. В бюджет каждой больницы должны быть заложены затраты на ликвидацию отходов. Сегодня на территории Украины работает всего одна соответствующая экологическим требованиям печь по переработке медицинских отходов – в Кировоградской области. Но уже в следующем году таких печей будет больше по всей стране. И одновременно мы усилим ответственность за нарушения. Согласно закону Украины "Об отходах”, нарушения наказываются административными штрафами – этого не достаточно. Я хочу, чтобы ответственность была уголовная. Тогда руководитель медицинского учреждения десять раз подумает перед тем, как просто неизвестно кому отдать медицинские отходы.

Я надеюсь, жесткий подход поможет нам урегулировать этот вопрос в течение года. Сегодня у нас уже есть 5 потенциальных инвесторов, которые готовы вкладывать средства в строительство специальных печей по утилизации медицинских отходов вблизи городов-миллионников.

- Еще одна острая проблема – утилизация автомобильных шин. Как скоро инициированный Министерством экологии механизм решения этой проблемы заработает?

- Думаю, механизм заработает в самое ближайшее время. Изначально было не ясно, кто за утилизацию шин будет платить. Мы изучили опыт стран ЕС, и нам удалось провести постановление Кабмина, в котором четко определено, что платить будут производители и импортеры шин. Для покупателя дополнительные расходы продавцов будут практически незаметны. Но для реализации министерской программы этих средств будет достаточно. В итоге в Украине построят заводы по утилизации шин по новым технологиям. Уже стоит очередь компаний, которые хотят их строить. Кстати такая же схема с решением проблемы утилизации автомобильных масел. Еще одно постановление Кабмина – и деньги для этих целей найдутся.

- Очень много в 2011 году говорили и про Цент реабилитации медведей. Неужели их столько, что для них понадобился целый реабилитационный центр?

- Если мы не будем помогать медведям, пострадавшим в неволе, то их скоро вообще не будет. В этом вопросе мы взяли на вооружение румынский опыт. В итоге построили питомник для таких зверей в заповеднике Синевир. Это огороженная территория площадью 14 гектаров. 8 бассейнов и берлоги ждут таких вот мишек. Сейчас в центре находится трое медведей. Специалисты следят за их состоянием. После их выхода из спячки, когда станет ясно, как они ведут себя и чувствуют в подобном центре, будем подселять к ним новых соседей.

- Следующий вопрос о приютах для собак. Не возражают ли жители, например, Вишневого, что в их городе появится такой приют?

- Согласитесь, сегодня проблема бездомных животных стоит более, чем остро. Особенно это касается крупных городов. Мы не должны позволить бесчеловечно относиться к братьям нашим меньшим. Сегодня откликнулись уже много губернаторов разных областей. Они готовы выделить землю под постройку приютов для одичавших собак. А это значит, что проблема осознается не только в столице, но и в регионах. Что касается приюта в Вишневом, то, знаете, я думаю, что если местные власти выделяют территорию под застройку, а жители городка и сами видят, что проблема бездомных собак с каждым годом только увеличивается, то никаких возражений быть не должно. А мы, в свою очередь, сделаем все, чтобы на отведенной территории функционировал приют европейского уровня.

- Что такое резерват и чем он отличается от заповедника или национального парка? Расскажите об этом, пожалуйста, на примере двух созданных в Украине резерватов - "Западное Полесье” и "Розточчя”.

- «Розточчя» и «Западное Полесье» - это два недавно созданных резервата. А отличаются они от заповедников или природных парков, в первую очередь, масштабностью – резерваты выходят за национальные рамки, это объекты международного значения. Шацкий национальный природный парк (Украина), Полесский парк Народовый (Польша) и Государственный заказник "Прибужское Полесье” (Беларусь) уже не один год сотрудничают, обмениваются опытом и информацией и вместе инициировали создание трансграничного биосферного резервата «Западное Полесье». Что касается биосферного резервата «Розточчя» во Львове, то он буквально недавно был официально сертифицирован ЮНЕСКО. «Розточчя» имеет площадь около 75 тысяч гектаров и уже включено во Всемирную сеть биосферных резерватов.

- Украина хорошо заявила о себе в Дурбане, на переговорах по Киотскому протоколу. Расскажите, как удалось этого добиться и намерена ли Украина в дальнейшем усиливать свою роль в деле борьбы с загрязнением планеты?

- Нашей целью на конференции ООН в Дурбане была поддержка продления действия Киотского протокола, поскольку нынешнее соглашение ограничено 2012 годом. И мы своего добились. Также было важно провести переговоры с руководством Киотского протокола для снятия с Украины ограничений на международную торговлю квотами на выбросы. На прошлой неделе в Бонне мы получили от Комитета по соблюдению Киотского протокола подтверждение, что такие ограничения будут сняты не позднее февраля 2012 года.

- В Украине немало самых разных общественных организаций, специализирующихся на охране окружающей среды. Некоторые из них специализируются на одной конкретной проблеме, другие занимаются широким спектром задач. Как Минприроды строит свои отношения с этими организациями?

- Я придерживаюсь политики открытого общения. Представители экологических организаций без всяких преград заходят ко мне в кабинет, мы всегда рады слушать предложения о сотрудничестве и взаимопомощи. Другой вопрос, что среди подобных организаций встречается масса аферистов, но со временем, такие люди показывают себя, и, естественно, любые связи между ними и Министерством экологии и природных ресурсов обрываются.

- Защита окружающей среды – дело, требующее значительных финансовых вложений. Сколько государство выделило на это направление средств в уходящем году? Как были освоены эти средства?

- Министерство экологии и природных ресурсов с каждым годом получает от государства все больше денежных средств на развитие и воплощение жизненно важных проектов. Для сравнения: в 2010 году мы получили 250 млн гривен, в 2011 – 350 млн гривен, а уже на 2012 год запланировано выделить 650 млн гривен. Если государство с каждым годом выделяет все больше средств, то это, согласитесь, свидетельствует о том, что Минприроды действительно показывает результаты, а дело наше – важное и приоритетное.

- Какие направления работы в 2012 году будут для Минприроды приоритетными?

- Планов на 2012 год очень много. Когда речь идет о природе и экологии страны, а также о здоровье украинцев – важным является абсолютно все. В свете сложившейся экологической ситуации в стране, а также в силу того, что Украина принимает Евро-2012, работы будет только больше. Из основного – укажу на реализацию Национальной программы очистки Украины от опасных отходов, развитие национальных парков и заповедников, а также введение экологического оn-line мониторинга и строительство приютов для собак. Кроме этого, мы подали прошение о том, чтобы Киевский зоопарк перешел к Министерству экологии и природных ресурсов, ведь после того, как столичный питомник перестанет быть коммунальным предприятием, уже никто не сможет претендовать на его землю. Забрать у министерства на порядок сложнее, чем у города, ведь для этого необходимо будет решение Кабмина, получить которое людям, претендующим на землю Киевского зоопарка, не удастся. Я не исключаю, что к управлении зоопарком мы подключим международных экспертов.

- То есть, в зоопарке нужно ждать смены руководства?

- Я бы сейчас так вопрос не ставил. В зоопарке достаточно компетентный директор. Просто кто-то сильно хочет забрать землю столичного питомника и травит животных. Пора прекратить это!
Категорія: Актуальне інтерв'ю | Переглядів: 1186 | Додав: NPO | Теги: Злочевский | Рейтинг: 5.0/1
Всього коментарів: 0
avatar