ДОРОГА СМЕРТИ СТАЛА МЕСТОМ ПРОВЕДЕНИЯ ФЕСТИВАЛЯ "ЗА ЖИТТЯ". Олег ПЕРЕГОН

Фестивали такого уровня - редкость не только для Харькова, но и для всей страны/Европы/мира. Чтобы столько художников, поэтов, музыкантов с мировым именем собирались абсолютно бесплатно на природе и три дня проводили фестиваль! Чтобы специально для фестиваля рисовали, лепили, вязали уникальные работы! Чтобы лично присутствовали практически круглосуточно авторы картин, экспонирующихся на выставках в нью-йорках да парижах! Всех их в Парке Горького собрала Дорога Смерти. Всех их, людей творчества, оскорбило то, что происходило в Харькове при рубке культуры, отдыха, и их центрального парка.

Трехдневный фестиваль "За Життя" (на русский это название переводится "За Жизнь" примечание для русскоязычных читателей) был обречен стать сенсацией большого масштаба. Дарья Колосова, одна из

организаторов этой мегаакции, рассказывает, что сперва планировалось участие семи известных художников. Инициаторы фестиваля думали, что мастеров кисти придется убеждать или уговаривать - ничего подобного! Они сами рвались принять участие в защите Парка Горького, высказать свое мнение на своем языке зрительных образов. Организаторам звонили каждый день, люди хотели присоединиться и до начала фестиваля и в ходе его проведения. В результате, оказалось 27 художников, 30 профессиональных работ и множество участников-непрофессионалов, впрочем, продемонстрировавших действительно искренние и интересные произведения. Имена фестиваля: Роман Михайлов, Гамлет, Константин Зоркин, Камю (Тарас Каменной), Олег Омельченко (творческое объединение "Межа" , Вадим Колтун, - известны не только в Украине, но и в Германии, Франции, Российской Федерации, многих других странах.

     На выставке прямо в лесу были представлены и плакаты, и картины, написанные специально для этого фестиваля на спилах деревьев, уничтоженных в Парке Горького, и работы в стиле LendArt (направление в изобразительном искусстве, предусматривающее использование для создания инсталляций и картин предметов, взятых в природе, найденных на месте), и выставки фотохудожников.

Не менее представительной была и музыкальная часть фестиваля. На импровизированной сцене в лесу выступили "Папа Карло", Акутов, "МОРЖ", "Знак Земли", "Всеми руками За", Паша Пилинджер, "Alarm Pressure", "Yellow dogs", "Госпром", "Кривоструй" и ряд других коллективов. Выступления с профессиональным звуком и светом, были действительно великолепны. Лес подарил музыкантам и публике удивительную ауру и акустику, лес подарил им прекрасный аромат хвои, чудный аккомпанемент шелеста ветвей и птичьих трелей. Участники концерта (и со стороны сцены, и со стороны зала) признаются, что никогда не слышали такой замечательной музыки, даже давно знакомые композиции зазвучали на этом фестивале абсолютно по-другому. Многие песни были специально ориентированы на ситуацию в Парке Горького, где строится по костям людей, прямо через три кладбища, Дорога Смерти. В парке прозвучали мелодии самых разных стилей и направлений: реп и блюз, рок и кантри, фолк и бардовская песня.

Зрители самых разных возрастов нашли для себя то, что близко им по духу.

     А группа "Alarm Pressure" даже сопроводила свое выступление театрализованным представлением: музыканты в знак протеста во время исполнения своих произведений распилили бензопилой фортепьяно.

Защитники Парка Горького, члены возникшего в этом парке "Зеленого Фронта" приняли участие в постановке, защищая инструмент. "Милиционеры" заставляли людей "уйти с территории стройплощадки", "задерживали" активистов, а "бандиты" в черных рубашках били их. В конце концов "порубщикам" удалось отпилить от пианино ножку. Но продолжить распиливание инструмента у музыкантов не поднялась рука.

Они остановили выступление и заявили, что уничтожать музыку, так же как и уничтожать природу - недопустимое варварство. Отпиленную ножку приклеили назад, инструмент не пострадал, на нем в тот же день играли музыканты из разных коллективов. Увы, ни одно из почти 2000 деревьев никто так не пожалел...

Среди хедлайнеров фестиваля - художник Гамлет, который специально для этой акции нарисовал на спилах столетних деревьев, зверски уничтоженных в Парке Горького, серию из пяти портретов. Все пятеро изображенных людей - разного возраста, разной национальности, разного рода деятельности. Но все пятеро - люди. Своей работой художник хотел подчеркнуть, что у каждого дерева, как и у каждого человека, есть своя душа, свой какой-то жизненный опыт. И нельзя бездумно прерывать жизнь этой души, уничтожать ее. Организаторы фестиваля уверены, что, как и у многих других работ Гамлета, у этих картин впереди - длинная выставочная жизнь, скорее всего, они войдут в историю живописи, причем не только харьковской. Отметим, что художник Гамлет (Зиньковский) вошел в ТОП-10 премии Пинчук-арт-центра для молодых живописцев.

     Другой мотив мы находим на экспозиции художницы Виктории Телетьен. Холстом для написания ее картин также стали спилы деревьев Парка Горького. Но на них Виктория изобразила человеческие органы в разрезе: кровеносные сосуды, сердце, мозг. По мнению художницы, у растений и человека много общего, наши внутренние органы похожи, они выполняют одинаковые функции. Убивать дерево - это все равно, что убивать человека. Это - бездушно и по-варварски. Свои работы художница повесила на огромном столетнем дубе, пока еще не срубленном, пока еще живом. Ее мечта - чтобы это дерево осталось жить, не разделило судьбу своих уничтоженных без всякой цели собратьев.

Один из "гуру" фестиваля - художник Константин Зоркин, преподаватель школы дизайна, культуролог по образованию. Именно он заложил основы концепции работ Ленд-Арта, созданных участниками экспозиции. По его мнению, человек без леса - что рыба, выброшенная на сушу. Именно поэтому образ рыбы стал основным в большинстве работ. Еще одна концепция - если люди уничтожат живые деревья, им придется

создавать вокруг себя искусственные. Поэтому многие мастера создавали из различных материалов искусственные деревья, те, которым не страшна вырубка...

     Константин Зоркин рассказывает:

     - О том, что в Парке Горького будет проходить этот фестиваль, я узнал от друзей. Это – важный для меня фактор. Мне сказали, что есть повод сделать искусство, причем обоснованный повод. Здесь вырубают лес, здесь творятся страшные вещи. А у меня как раз было несколько черновых набросков проектов, связанных с природой, лесом. Мне пришла идея засаживать пустующее пространство искусственными деревьями, сделанными из подручных материалов. Этот проект здесь, на фестивале, сразу пошел, всем понравился. Природа и искусство - очень близки друг к другу, они значительно ближе, чем, скажем, техника и искусство. Здесь, в лесу, скажем, экскаватор не вписывается в ландшафт, а скульптура - вписывается. Искусственное дерево здесь выглядит странно, но органично.

     - Как называется ваша работа, представленная на фестивале?

     - Очень просто: "Дерево". Здесь нет каких-то более конкретных названий. Мое дерево сделано из мертвой древесины, остатков вырубленных в парке деревьев. Надеюсь, что мы не доживем до того момента, когда в Харькове останутся только такие, искусственные деревья и совсем не будет настоящих.

Хотя у меня есть опасения, что это - реальность. Я живу на Салтовке, и после "облагораживания" одного из районов ходить по дорожкам стало удобнее. А вот деревья, по каким-то странным причинам срезали. Непонятно, почему, по какому принципу это делалось. Лично я без деревьев жить не могу. Я - преподаватель, есть такие вещи как пространство, движение в пространстве, рост. То, что делает природа - всегда органично вписано в пространство. Особенно, подчеркиваю, деревья. Они растут и непрерывно движутся. Все, что делает человек, к сожалению, не движется. Поэтому то произведение, которое сделал я, понятно, слабее, чем то, что сделал Господь Бог.

     - Когда вы шли на фестиваль, вы видели, как здесь уничтожали деревья. Их уже не пилят, а бьют экскаваторами, бульдозерами, тяжелой техникой. Их уничтожают самыми варварскими способами, которые можно себе только представить. Как у вас, как у художника, это отражается?

     - Я просто стараюсь на это не смотреть. Я не могу ничего сделать против экскаваторов. Но мне тяжело осознавать, что такой ужас происходит. Все, что я могу сделать - это принять участие в таком фестивале, показать свою работу...

Еще один харьковский художник, предоставивший фестивалю свои работы - Денис Конь. Его инсталляция с живым деревом называется "Огонь". Денис изобразил как дерево чувствует боль от огня, как оно страдает, когда у его корней разжигают костры. Как боль пульсирует огнем по его стволу, ветвям, корням. Денис Конь говорит:

     - Огонь и агония - слова, имеющие общий звуковой ряд. Они воплощают в себе символ боли. Для меня это - подсознательные образы. Я могу сказать, что в сам момент, когда велась рубка, мне не верилось, что я могу что-то сделать. Я как художник не вижу смысла выходить, кричать, с кем-то бороться. На тот момент не было возможности выразить свой бессловесный протест. А сейчас такая возможность появилась, и я решил ею воспользоваться, показать свое отношение к этому ужасу.

Харьковский импресарио Михаил Бондаренко - автор фоторабот, экспонирующихся на фестивале. В фотохудожественном деле он - хоть и любитель, но далеко не новичок. В активе Михаила - несколько успешных выставок в Харькове и Киеве. Например, выставка работ, снятых за кулисами театров, выставка портретов Нино Катамадзе (сейчас находится в Грузии), выставка фотокартин с видами природы. На фестивале "За Життя" выставил свои работы, показывающие хронологию событий защиты Парка Горького харьковчанами. Есть там и страшные моменты: торчащие из земли человеческие кости, бульдозеры, наезжающие на людей, бандитов, надвигающихся на ряды защитников леса. Спрашиваю у Михаила:

     - Что заставило вас, человека из шоу-бизнеса, принять участие в фестивале в Парке Горького?

     - Я принимаю участие во всем, что происходит здесь с мая месяца. Я считаю, что защита парка - дело правильное. Вообще, для меня этот фестиваль, и все, что здесь происходит - это глоток чистого воздуха в Харькове. У нас стала какая-то затхлая атмосфера, не очень хорошо попахивает. А люди, которые здесь собрались, совсем по-другому выглядят. Здесь все совсем по-другому: настоящее искусство, настоящие люди, настоящие эмоции...

     - В каких условиях делались эти снимки? Мы видим на них и баррикады, и острые моменты противостояний. Вы реально рисковали?

     - Было по-разному. Иногда была угроза для аппаратуры, несколько раз пытались достаточно жестко ударить по фотоаппарату, выбить его. На самом деле мне очень нравится здесь, в парке, в круглосуточном лагере снимать лица людей. Самое главное - лица, за ними я сюда приезжаю. Через неделю я собираюсь провести выставку под названием "Люди. Лес. Лето". Там будут в основном лица людей, которые здесь собираются. Они разные, но даже милиционеры, которые приходят к нам в лагерь, меняются. Отходят на 15 метров от нас - и становятся другими. Приходят - и становятся одухотвореннее, чище. Мне кажется, люди здесь не то, чтобы очищаются, но тоже пытаются, как и я вдохнуть чистый воздух. Какими могут быть чувства нормального человека, когда происходит такое варварство? Конечно, возмущение. Плюс, все эти уничтоженные деревья я очень хорошо знаю: тренировался когда-то на стадионе "Динамо", жил в этом районе, заканчивал школу на Новгородской.

Когда рубили те столетние сосны я испытывал особую боль, ощущение дикости и несправедливости. Дорога, упирающая в забор, для меня вообще символ глупости. А чтобы для такой дороги вырубать столетние деревья - это дикость, которая не укладывается в голове. Для меня это стоит слишком много. Поэтому я не вижусь со своим маленьким ребенком, не бываю дома, а приезжаю и приезжаю сюда и буду приезжать. А что еще важно: здесь я познакомился с замечательными людьми. Мне казалось, что в свои сорок лет я уже не способен найти людей, с которыми будет приятно общаться, потому что вся жизнь уже разложена, расписана... А здесь я нашел людей, с которыми мне комфортно общаться, разговаривать.

     Еще одна фотоэкспозиция сделана была в соавторстве фоторепортерами Инной Петриковой и Юлией Германовой. Выставка состоит из двух частей: хронология событий и лица людей. Фотохудожницы говорят, что лица людей, пришедших защищать деревья, их просто потрясли: даже люди, находящиеся в смертельной

опасности под ковшом бульдозера, "точно светились изнутри". На них не было ожесточения или злобы. Наоборот, доброта и горечь. "Мы находились здесь сутками, ночевали в лагере. Нам даже не верилось, что такой ужас может происходить в Харькове, в центральном его парке, у нас..." - Говорит Инна Петрикова. У соавторов за плечами - немало выставок. Но ни одной такой выстраданной и прочувствованной - еще не было.

Дарья Колосова говорит, что с окончанием фестиваля экспозиции не "умрут". Работы будут демонтированы и отправятся по городам Украины в составе передвижной выставки. К ней дорисуют свои работы и некоторые харьковские художники, не успевшие предоставить произведения на сам фестиваль.

     Не обошли акцию стороной и начинающие, молодые дарования. Так, студенты-худпромовцы Алена Супрун и Егор Мартыненко создали прямо на акции несколько неплохих работ: "Дерево для мусора", Дерево из карандашей, Рыба из мусора. Отходы для своих инсталляций ребята собрали прямо в парке. Их произведения несут не только художественный смысл, но и укор всем тем, кто засоряет природу. А две картины нарисовала пришедшая на место подготовки фестиваля... 7 -летняя девочка. У художников,

готовящих экспозицию остались к тому времени только черная и красная краски, но ребенок, воспользовавшись ними, смог создать две трогательные работы. Из непрофессионалов в акции приняли участие экологи из Национального природного парка "Гомольшанские леса" (создали традиционную украинскую Ладу), воспитанники Детской железной дороги (построили вигвам с надписью "фигвам, а не дорога через Парк Горького" и активисты общественной организации "Прорвемся" (сделали инсталляцию "Дорога в пункт Никуда".

     Так как многие художники, которые хотели принять участие в фестивале, не успели или не смогли добраться в парк, организаторы не исключают, что еще примерно месяц в окрестностях фестивальной площадки могут появляться новые работы ЛендАрта. Возможно, мы еще обнаружим там немало шедевров живописи! А на 24 июля в Парке Горького запланирован следующий фестиваль. Люди искусства вновь хотят высказаться, опротестовать решение об уничтожении столетних деревьев ради бесполезной Дороги Смерти.

 

Олег Перегон, ЭкГ "Печенеги"



Категорія: Діяльність НУО | Додав: NPO (22.07.2010) | Автор: Олег ПЕРЕГОН
Переглядів: 2360 | Коментарі: 1 | Рейтинг: 5.0/1
Всього коментарів: 1
avatar
1
Добрый день
мне необходимо связаться с Олегом Перегоном
avatar