[ Оновлені теми · Нові повідомлення · Учасники · Правила форуму · Пошук · RSS ]
  • Сторінка 1 з 1
  • 1
Антропоцентризм и экологическая личность
NPOДата: Понеділок, 25.08.2008, 19:33 | Повідомлення # 1
Admin
Група: Администраторы
Повідомлень: 129
Нагороди: 1
Репутація: 2
Статус: Offline
Предлагаю Вашему вниманию ещё один фрагмент из книги Джоанны Мейси и Молли Янг Браун «Возвращение к жизни: система упражнений для воссоединения с жизнью и миром»:

Наша взаимозависимость со всеми формами жизни на Земле имеет громадное значение для выработки наших взаимоотношений и действий. Для того чтобы прояснить этот смысл и освободить нас от устарелых понятий разобщенности, возникла глубинная экология, являющаяся одновременно и философией и движением. Термин был предложен в 1970 г. Арне Нессом, норвежским философом, альпинистом и знатоком учения Ганди.
В отличие от движения в защиту окружающей среды, которое устраняет только симптомы экологической деградации, занимаясь спорадической очисткой рек и озер ради благосостояния общества, глубинная экология предает сомнению сами основы общества индустриального роста как таковые. Она так же склонна сомневаться и по поводу концепций, присущих как иудео-христианству, так и марксизму, согласно которым именно человек является венцом творения и наивысшей ценностью. Взамен предлагается более взвешенная оценка нашего назначения как членов огромного жизнеспособного общества Земли. Глубинная экология подтверждает, что мы можем порвать со специфическим высокомерием, которое угрожает не только нам самим, но и всем сложным формам жизни на Земле.

За пределами антропоцентризма

Мы не можем по-настоящему испытать взаимосвязь с жизнью, если остаемся слепыми в своем человеческом эгоизме, игнорируя, насколько глубоко он въелся в нашу культуру и сознание. Глубинный эколог Джон Сид, австралийский активист по защите тропических лесов, описывает, каким образом это качество обедняет нас и что мы приобретаем, избавившись от него. «Антропоцентризм означает человеческий шовинизм. Он похож на дискриминацию женщин, только вместо мужчин и женщин речь идет о «человеческой расе» и «остальных видах»... Когда человеческие существа начинают задумываться и прекращают смотреть на все сквозь призму антропоцентрического самолюбования, в их сознании происходят глубокие
перемены. Отчуждение отступает. Человек больше не чужак, и он не одинок. И тогда принадлежность к человеческому роду воспринимается лишь как последняя стадия существования, и когда вы перестанете отождествлять себя лишь с человеческим видом, вы увидите себя и млекопитающим и позвоночным и тем видом, который только что появился в тропическом лесу. Когда туман амнезии рассеивается, в ваших отношениях с другими видами наступает перемена, вы ощущаете преданность по отношению к ним».
Джон Сид отмечает, что такое освобождение является более чем интеллектуальным процессом. Для него, как и для многих других, оно родилось и углубилось в активных действиях во имя Земли. Утверждение «Я защищаю тропический лес» превращается в «Я часть леса, защищающая себя. Я та часть леса, в которой недавно проснулась мысль». Какое облегчение! Тысячелетия иллюзорной разобщенности позади и мы начинаем вспоминать нашу истинную сущность. Эти духовные перемены иногда называют «глубинной экологией»

Экологическая личность

Арне Несса использует термин, раскрывающий более широкое чувство тождественности, чем термин Джона Сида,- «экологическое "я"», которое является результатом естественного процесса взросления. Мы недооцениваем себя, говорит он, отождествляя себя с узким, ограниченным эго, направленным на борьбу за выживание. |
«Достигнув необходимого уровня всесторонней зрелости», мы сможем не только перейти от эго к социальному и метафизическому «я», но также и к экологическому. Расширяя круги тождественности, мы тем самым безмерно расширяем границы своих интересов, углубляем чувство радости и значимости жизни.
Важной и привлекательной чертой данной концепции является то, что в ней утверждается необходимость декларировать нашу моральную ответственность по отношению к другим существам. Когда мы полагали, что по своей природе являемся обособленными, исключительными существами, мы исповедовали альтруизм, противопоставляя латинский термин аlter антониму еgо. Это не только необоснованно с философской точки зрения, с точки зрения глубинной экологии и других недуалистических учений, но и нерезультативно.
«То, что человечество способно любить по обязанности или из соображений морали, к сожалению, очень ограничено... Интенсивное морализирование внутри экологического движения привело к фальшивому представлению о том, что люди должны выказывать больше жертвенности, озабоченности и ответственности, и все это должно происходить на высоком моральном уровне. Но эти необходимые качества проявляются естественным путем, если личностное мировоззрение расширяется и углубляется настолько, что защита окружающей среды рассматривается также и как защита самих себя».

Более глубокие вопросы

Несс и его коллеги призывали к «глубокому и длительному по времени экологическому движению». Независимо от того, именуется ли это уже движением или нет, идеи его, несомненно, получили широкое распространение и дали импульс как деятельности зеленых, так и научным дискуссиям.
В то время как эти идеи превращались в методологическую базу глубинной экологии, включая такие принципы, как неоспоримое признание права всех видов жизни па существование, признание того, что население планеты чрезмерно велико и намного превышает способности планеты к самооздоровлению, глубинная экология не стала ни формой идеологии, ни догмой. Имея конкретные цели, она, по словам Несса, изыскивает пути, с помощью которых можно стимулировать людей «задавать более глубокие вопросы» на тему своих истинных потребностей и желаний, своего отношения к жизни на Земле и своего видения будущего. Являясь частью какой-либо большей живой системы, будь то общество, экосистема, планета, мы понимаем эту систему только односторонне, поэтому не можем стоять в стороне с чертежами в руках и выдавать окончательные решения. Но вопросы, которые мы задаем себе и другим, действуют как растворитель, размягчая застывшие ментальные структуры и высвобождая для нас возможность, взглянуть на мир новыми глазами.

 
NPOДата: Середа, 27.08.2008, 10:35 | Повідомлення # 2
Admin
Група: Администраторы
Повідомлень: 129
Нагороди: 1
Репутація: 2
Статус: Offline
Платформа глубинной экологии

Арне Наэсс, Джордж Сессинс

1. Благо и процветание человеческой и иных форм жизни на земле имеет ценность в самих себе (синонимы: подлинная ценность, подлинное достоинство, присущая ценность). Эти ценности не зависят от пользы нечеловеческих форм жизни для людей.

2. Богатство и разнообразие жизненных форм вносят свою лепту в реализацию этих ценностей, и они сами по себе являются ценностями.

3. Люди не имеют права уменьшать это богатство и разнообразие, если это не касается удовлетворения жизненных потребностей.

4. Нынешнее вмешательство в нечеловеческий мир чрезмерно, и ситуация быстрыми темпами ухудшается.

5. Процветание человеческой жизни и культуры зависит от значительного уменьшения населения. Процветание других жизненных форм зависит от такого уменьшения.

6. Следует изменить политику. Перемены в политике воздействуют на базовые экономические, технологические и идеологические структуры. В результате положение вещей будет глубоко отличаться от нынешнего состояния.

7. Идеологическая перемена главным образом заключается в оценивании качества жизни (задерживаясь на ситуациях подлинного достоинства), а не в приверженности к высокому уровню жизни. Возникает глубокое понимание различия между большим и великим.

8. Те, кто согласен с вышеуказанными пунктами, обязаны прямо или косвенно принимать участие в попытках осуществления необходимых перемен.

Опубликовано: Clearcut. The tragedy of industrial forestry. Ed. B. Devall. San Francisco, Sierra club books and Earth Island Press, 1993.

 
ВФКГДата: Вівторок, 01.06.2010, 14:29 | Повідомлення # 3
Участник проекта
Група: Пользователи
Повідомлень: 3
Нагороди: 0
Репутація: 0
Статус: Offline
Quote (NPO)
2. Богатство и разнообразие жизненных форм вносят свою лепту в реализацию этих ценностей, и они сами по себе являются ценностями.

Выражение: "...они сами по себе являются ценностями" является очень смутным и неопределенным - не дающим ясности ПОНИМАНИЯ. Лучше было бы сказать: "...они сами по себе являются ценностями, поскольку являются неотъемлемыми элементами гармоничной системы воспроизводства взаимо-существования и взаимо-действия".

Quote (NPO)
3. Люди не имеют права уменьшать это богатство и разнообразие, если это не касается удовлетворения жизненных потребностей.

Именно своими необузданными "потребностями" люди оправдывают уничтожение собственной среды обитания.
Поэтому данный пункт лучше изложить в следующей редакции: "3. Люди не имеют права уменьшать эко-фито-био-социальное богатство и разнообразие, поскольку это приводит к дисбалансу - дисгармонии взаимообусловленного существования и взаимодействия. Потребности людей могут длительно удовлетворяться лишь в рамках восстановительных возможностей их экологической ниши."

Растения и животные не оставляют после себя ничего, что является препятствием дальнейшему существованию жизни. Технократическое человечество опасно для себя и для жизни на планете не столько потреблением, сколько выбросами вредных, ядовитых и радиоактивных веществ в среду обитания, что становится препятствием для дальнейшего воспроизводства жизни.

Остальные пункты тоже не отличаются четкостью формулировок, но это естественно, поскольку продолжать и критиковать всегда намного легче, чем начинать и утверждать новое - еще неизвестное.


Гармония = реализуемая функциональность.
 
NPOДата: Вівторок, 01.06.2010, 17:00 | Повідомлення # 4
Admin
Група: Администраторы
Повідомлень: 129
Нагороди: 1
Репутація: 2
Статус: Offline
Quote (ВФКГ)
Остальные пункты тоже не отличаются четкостью формулировок,

Следует также учесть, что это русскоязычный перевод оригинального текста. Большая вероятность, что в результате интерпретаций оригинальный смысл автора несколько исказился. Да и попытки выразить совершенный смысл словами, как показывает практика, чаще всего оказываются не совсем успешными. Здесь, вероятно, как раз тот случай, когда существенное значение имеет доверие читателя к позиции автора и его способность, опираясь на свой опыт и приняв актуальность парадигмы за основу, домысливать предлагаемый контент.
 
ВФКГДата: Неділя, 13.06.2010, 18:01 | Повідомлення # 5
Участник проекта
Група: Пользователи
Повідомлень: 3
Нагороди: 0
Репутація: 0
Статус: Offline
Quote (NPO)
Да и попытки выразить совершенный смысл словами, как показывает практика, чаще всего оказываются не совсем успешными.

Это бывает только тогда, когда высказываются мысли, еще не сложившиеся в "совершенное"- системное понимание Смыслов действительности. Вечные Смыслы не бывают "ущербными", "хорошими - плохими" или "совершенными", поскольку они однозначны и неизменны. Смыслы можно только "видеть" понимающим умо-зрением за контурами предметов, явлений и процессов действительности или не "видеть", воспринимая органами чувств лишь различия форм материальных предметов.

Quote (NPO)
Здесь, вероятно, как раз тот случай, когда существенное значение имеет доверие читателя к позиции автора и его способность, опираясь на свой опыт и приняв актуальность парадигмы за основу, домысливать предлагаемый контент.

На доверии и домысливании, без глубокого и обширного ПОНИМАНИЯ "далеко не уедешь", поскольку на каждом шагу будут возникать противоречивые предположения, представления, утверждения и вопросы, за разъяснением которых не набегаешься к "автору" или авторам = авторитетам.
Актуальность парадигмы можно принять как заботу для начальствующих и мудрствующих или как ежедневную необходимость напряжения и приложения своих собственных сил в обозначенном направлении.

Перекладывать заботы на других - легче всего, а люди, которые решают действовать самостоятельно, сразу-же натыкаются на тысячи вопросов и не в последнюю очередь - на организационную и финансовую непрозрачность экологических организаций, построенных все на том-же принципе "демократического централизма", мафиозно-милитаристского образца эпохи первоначального накопления капитала с "вождями над массами" или с "массами под вождями".

Для решения новых задач нужны новые структуры, которые могут произойти (материализоваться) только из новых организационных ПРИНЦИПОВ, проистекающих из нового мировоззрения, основанного на новой теоретической концепции восприятия и ПОНИМАНИЯ эко-социальной действительности. К сожалению, другого пути нет, а методом "тыка" или "гадания на кофейной гуще" может получиться все, что угодно, но только не то, что действительно необходимо и будет функционировать в соответствии с вектором конструктивного социального развития.

Прикріплення: Gosudarstwo_2_T.doc (332.0 Kb)


Гармония = реализуемая функциональность.
 
NPOДата: Неділя, 13.06.2010, 23:49 | Повідомлення # 6
Admin
Група: Администраторы
Повідомлень: 129
Нагороди: 1
Репутація: 2
Статус: Offline
Quote (ВФКГ)
Смыслы можно только "видеть" понимающим умо-зрением за контурами предметов, явлений и процессов действительности или не "видеть", воспринимая органами чувств лишь различия форм материальных предметов.

Владимир Федорович, в наших дискуссиях я уже неоднократно высказывал опасение, что понимающее умо-зрение разных людей вынуждено иметь индивидуальные особенности. Несмотря на пребывание в общей для всех нас информационной среде, глоссированный аппарат каждого человека существенно отличается. Это только компьютеры будут адекватно реагировать на одинаковые команды активированных программ. Здесь сказывается и разный возраст, пол, различный жизненный опыт, культурные категории, ментальные особенности и множество других составляющих. У одного человека некоторое смысловое понятие вызывает радостные ощущения, а у другого - гнев, раздражение и неприятие.

Ваш призыв к распространению понимания заслуживает всестороннего одобрения. НО насколько полно Вы учитываете влияние инвентарных списков человеческих существ на способность к восприятию?

Quote (ВФКГ)
Для решения новых задач нужны новые структуры, которые могут произойти (материализоваться) только из новых организационных ПРИНЦИПОВ, проистекающих из нового мировоззрения, основанного на новой теоретической концепции восприятия и ПОНИМАНИЯ эко-социальной действительности.

Чем плоха платформа глубинной экологии?
 
  • Сторінка 1 з 1
  • 1
Пошук: