Экологические программы процветающей Тойоты. Андрей ЕЛЬКИН

  Среди обилия мероприятий образовательной программы «Общественные связи», в которой приняли участие её финалисты из запорожской области, особый интерес делегатов вызвало посещение индустриального гиганта – автомобильного завода Тойота (Джорджтаун, Кентукки, США).

Этот интерес объясняется целым рядом обстоятельств. Во-первых, несмотря на кризис в автомобильной промышленности в общемировом масштабе, благодаря уникальной философии и соблюдению обоснованных с точки зрения современных  теорий развития бизнеса принципов, Тойоте удается и поныне удерживаться на плаву и сохранять лидерские позиции в своей отрасли. С учетом тематики нынешней программы «Общественные связи», нацеленной на ознакомление запорожских специалистов с государственной политикой в отношении промышленных и бытовых отходов, желание познакомиться с особенностями производственных процессов вполне понятно.  Особенно интересно было увидеть экологический аспект реализации постоянно внедряемых инноваций. Во-вторых, именно этим самым крупным в северной Америке подразделением концерна внедрён комплекс эффективных ресурсосберегающих технологий и  достигнут тот самый идеал нулевых отходов, о котором большинство украинских промышленных предприятий пока только мечтают.

Программа пребывания  запорожской группы предусматривала посещение центра визитов, обзорную экскурсию по заводу и презентацию  специалистов экологической службы.

Завод в Джорджтауне расположен на огромном плоском участке. Малоэтажные  здания тянутся от горизонта до горизонта и образуют разветвленную сеть улиц с ориентирующими  указателями.

В центре для посетителей выставлены тематические стенды, информирующие о достижениях коллектива, о многогранной филантропической деятельности промышленного гиганта. Есть здесь и экологический стенд, где под звуки журчащего водопада, которым декорировано это место, можно ознакомиться с природоохранными программами завода.

Экскурсия по цехам  прошла в довольно комфортных условиях. На заводе создан специальный парк транспортных средств для посетителей. Экскурсант надевает спецодежду, защитные очки, наушники для прослушивания гида, садится на своё место, пристёгивается специальными ремнями, и выкрашенные в красный цвет экскурсионные вагончики отправляются в длинный путь по многочисленным цехам.

К сожалению, фотографирование и видеосъемка в цехах запрещена, и передать увиденное можно только словами. Первое, что бросается в глаза, это – суперсовременное оборудование:  громадные автоматизированные станки, и даже подвоз деталей здесь осуществляется роботами. В цехах много зелени, специальные места для отдыха персонала и обеденные центры хорошо обустроены. Повсюду баки для раздельного сбора мусора.  В штамповочном цехе практически нет людей - всё выполняют роботы. Зато в сборочном – многолюдно. Конвейер практически не останавливается, каждый рабочий выполняет свою операцию.

В ходе экскурсии выяснилось, что  завод в Джорджтауне, Кентукки,  является крупнейшим производством Toyota (самым крупным за пределами Японии). Завод имеет потенциал для изготовления 500 тысяч автомобилей и двигателей в год, обеспечивает работой 7 000 работников и активно заботится о надёжности своей продукции. Ежедневно с конвейера сходит 2 000 машин.  

Среди стратегических целей забота об экологии занимает, чуть ли ни главное место. Здесь понимают, что стремление к постоянному совершенствованию и соблюдению принципов устойчивого развития (достижение экологической сбалансированности)  - это залог существования и успешной конкуренции на автомобильном рынке.

Экологические программы завода направлены на жёсткую экономию ресурсов (электроэнергии, воды), рациональное  использование всех отходов, минимизацию негативного воздействия на окружающую среду. Все эти мероприятия не только  способствуют бесконфликтному функционированию системы «предприятие – окружающая среда», но и положительно сказываются на рентабельности производства. В процесс внедрения экологических инноваций вовлечены практически все работники завода. Здесь предусмотрены значительные материальные поощрения за выдвижение и реализацию  идей экологизации производства. И такой стимул оказывается достаточно эффективным фактором непрерывного развития. В каждом цехе есть инициативные группы, отвечающие за оптимизацию производства. Практически ежедневно внедряются позитивные экологические  новшества.

Экологическая служба завода изучает все производственные стадии и дает объективную оценку воздействия на окружающую среду. Существующая на заводе система информирования позволяет распространять экологические отчеты среди персонала, актуализируя поиск нужных идей.

Менеджеры завода постоянно  заботятся о совершенствовании персонала. На заводе действует экологический  образовательный центр. Завод в Джорджтауне – это крупный интеллектуальный центр и своеобразная лаборатория, решающие задачу  улучшения производства. Внедрение технических инноваций  осуществляется здесь с завидной регулярностью. Экономические выгоды новшеств  непосредственно влияют на экологическое благополучие. Например, в 2004 году на покраску автомобиля уходило 10 часов. Краска подавалась по шлангу из резервуаров. Чтобы промывать детали автомата и аппликатор, после покрытия машины одной краской и перед покраской следующей машины в другой цвет приходилось останавливать конвейер. При этом бесполезно выливалось (!) до 30 % красителя. Конечно же, эта проблема была решена. Теперь каждая краска имеет свой картридж, который за несколько секунд  подается роботом с помощью специального диска.  В результате экономится краска, потери практически сведены к нулю,  рабочим не нужно тратить усилия на промывку и чистку оборудования. Расход красителя снизился со 100 до 70 галлонов, а проход через покрасочную кабину увеличился с 33 до 50 машин. В результате повышения производительности надобность в одном из грунтовочных автоматов отпала, и он был демонтирован. В конечном  счете, благодаря сэкономленным ресурсам был получен громадный экономический эффект.

Принципы «ничего не выбрасывать», «всему можно найти применение» уже давно являются здесь главенствующими. Поразительно, но, по словам гида, рециклинг многих  отходов производства достиг 100 %.  Сегодня изысканы пути переработки 85 % транспортных средств Тайоты, осуществляется утилизация таких материалов как полиуретановая пена, медь, стекло и пластик бамперов.  Стальные отходы производства на 99 % сегодня используются вторично. Кроме того, многие отходы, такие  как пластиковая упаковка, краски,  растворители, отработанные масла, упаковочные материалы и картон, подвергаются на заводе вторичной переработке. Всего удалось предотвратить попаданию на свалку порядка 100 000 тонн отходов. 

Экологические усилия предприятия ощутимы и в строительной сфере. На строительных площадках Тойоты следуют строгим правилам от  обращения с опасными отходами  и контроля ливневых вод  до обязательной утилизации строительных материалов.

Экологические программы завода ориентированы не только на нужды самого предприятия. Колоссальные усилия вкладываются в общую социально-экологическую инфраструктуру города Джорджтаун и всего штата Кентукки. Так, например, Тойота пожертвовала 300 000 долларов на развитие рыбного хозяйства и проведение научных исследований  в области жизненных циклов и пищевых цепей  мидий, раков, водяных насекомых и других видов. 

25 000 долларов передано зоопарку Луисвилля, в результате чего и по сей день образовательная  программа Backyard способствует формированию экологических знаний подрастающего поколения. 15 000 долларов было передано научному центру «Мир вокруг нас», 10 000 долларов - штату Кентукки на развитие экологического образования.

Следует также отметить, что на программы развития  экологического лидерства и развитие национальных парков  Тойотой был объявлен грант в 5 миллионов долларов.  Громадные средства Тойоты также были направлены на устранения последствий лесных пожаров. Конечно, перечень филантропических акций завода достаточно велик, но даже  и вышеперечисленные мероприятия красноречиво свидетельствуют о внушительной заботе индустриальной компании о  состоянии окружающей среды. И в то же время забота об окружающей среде здесь не цель, ибо цель предусматривает её достижение и прекращение деятельности. Для команды Тойоты экологические программы не имеют финиша, они превращаются в продукт особого уникального мировоззрения, где локальные каждодневные усилия персонала зачастую выглядят более эффективными и ощутимыми в сравнении с глобальным планированием и будущими ожиданиями. Ну а в результате движение к совершенству получает по-настоящему непрерывный характер.  

13 июня 2010 г. Андрей ЕЛЬКИН


Другие публикации нашего сайта:

Презентация специалистов экологической службы завода Синди Сессил и Холли Дивин «Экологические программы автомобильного завода Тойота»

Фото галерея «Тойота в объективе ВЕСТНИКА МЕЧТЫ»

Перечень запланированных публикаций в рамках информационной кампании открытого сайта общественных экологических организаций Запорожской области «Государственная политика в отношении промышленных и бытовых отходов».

Любительское видео «Запорожские специалисты в центре визитов автомобильного завода Тойота (Джорджтаун, Кентукки, США)»:

Нынешний выпуск видео журнала «Тойота – 2010»

Категорія: Приклади партнерства | Додав: NPO (13.06.2010) | Автор: Андрей ЕЛЬКИН
Переглядів: 2450 | Коментарі: 4 | Рейтинг: 5.0/3
Всього коментарів: 4
avatar
1
Официальный сайт: http://www.toyotageorgetown.com/
avatar
2
Первые ее машины - "Королла" появились в США в 70-е годы и вызвали смех у публики. Низкое качество, жуткая конструкция, маленькая. Ее ввезли в надежде на высокие цены на бензин, а в США в то время забыли про 4-х цилиндровый двигатель.
Был полный провал.
Японцы в то время наняли американского теоретика качества, которого отказались использовать американские машиностроители. Он поставил качество на высочайший уровень. Главное, внедрил систему качества, которую мы сейчас используем повсеместно.
Следующее вторжение Тойоты на американский рынок произошло постепенно. В начале 80-х у меня была прокатная фирма на 260 автомашин - Тойоты даже БУ шли на расхват - они по качеству превосходили американсике.
А потом американская автопромышленность сама себя задушила, довела до полного банкротства. Ужасное качество, отвратительные конструкции, отказ обращать внимание на потребителя.
Умерла автопромышленность США по тем же причинам, что и Жигули, и Запорожец и прочие мусорки.
Тойота гарантирует до 160 тысяч км пробега без всяких ремонтов, смена масла только. Производит широчайший спектр машин на любой вкус и потребность. Сейчас она добивает традиционную промышленность пикапов США, на которых ездит около половины населения. Их машины экономнее и надежнее.
Имел от пикапа до миниавтобуса - грех жаловаться.
avatar
3
Такие компании рано или поздно создадут абсолютно безопасный для окружающей среды автотранспорт. Отлично!
avatar
4
Whoa, whoa, get out the way with that good ionfrmation.
avatar