Обрезание по Запорожски Или оптимизация общественного совета при Запорожской ОДА
Запорожская областная администрация (ОДА), как в прочем и власти всех областней, во исполнение политики Президента и Правительства в 2010 году взяла курс на открытость и прозрачность власти, а также партнерство с институтами гражданского общества (ИГО). Для этого в 2011 году, правда с некоторыми проблемами для Запорожской ОДА, но все же был создан Общественный совет (Громадська рада) с руководством, которое именно хотела и в конце концов навязала администрация. В конце 2012 года срок полномочий Общественного совета (ГромРды) при ОДА истек, то есть пришло время формирования обновленного состава совета. Поэтому, учитывая опыт и ошибки создания первого совета, а также построения партнерских отношений с ГромРадою, областная администрация решила ее оптимизировать при обновлении, сделать более эффективной, а значить управляемой.

Дело в том, что Общественный совет при Запорожской областной администрации в 2012 году уже прославился тем, что в течении практически двух лет, после создания, так и не начал свою деятельность как совещательный и консультативный орган ОДА. Хотя по мнению властей они создавали условия и все делали для организации работы ГромРады. Стоит отметить, что худо-бедно некоторые комитеты, а их было создано 16, а также Президиум Совета, точнее некоторые его члены, делали усилия на активизацию деятельности и стремились оживить сам совет. Реально же Запорожский общественный совет полностью прекратил свою деятельность еще весной 2012 года. С того времени почти год не было созвано ни одного заседания совета. Самим же руководством ГромРады, за этот период, было сорвано несколько заседаний Президиума, несколько попыток провести заседание совета, а также отчетно-выборное собрание, которое должно было состояться в декабре 2012 года.

К концу прошлого года наконец удалось организовать подготовку формирования нового состава Общественного совета. Было объявлено о сборе заявлений и документов от ИГО. Отчетно-перевыборное собрание назначили на 29 января 2013 года. И только уже на самом заседании, фактически кандидатов в ГромРаду при ОДА и части реальных членов совета, стало понятно почему до конца срока подачи заявлений было только 20 организаций, а в последний день, оказалось 92 заявления. Стало также понятным, почему руководство ГромРады, напоминаем навязанное областной администрацией, и руководство Запорожской ОДА, так не хотели проводить отчетно-перевыборное заседание ГромРады в старом составе совета. Самым грубейшим нарушением и Постановления КМ № 996, и Положения «О ГромРаде при ОДА» было то, что не было проведено заседание в старом составе совета на котором должны были оценить отчет о работе руководства ГромРады, комитетов и совета в целом. Оценка этой работы была очевидной. Поэтому был разработан, очевидно отделом внутренней политики ОДА, сценарий с обходом отчетного собрания, а также выполнения «обрезания» ГромРады для изоляции всех неугодных, то есть не зависимых, не управляемых, могущих критиковать, а значить, по мнению администрации, мешать работать.

В результате этих манипуляций создалась глупая ситуация, когда оценку работы ГромРады и ее руководства должны были делать участники собрания, кандидаты в новый состав совета и, которые в большинстве своем мало имели представления как старый состав все же работал. Представители общественных организаций были в тупике и не могли понять, что им делать с докладом председателя старого состава совета Александра Наметченко. Фактически то отчета о работе ГромРады так и не прозвучало. В этой информации звучало все что угодно, но только не о работе, достижениях, проблемах и перспективах деятельности общественного совета. Что делалось в районах, что делали города и практически ничего, что делал областной общественный совет. Ничего не прозвучало о работе Президиума и комитетов, не было анализа деятельности и рекомендаций новому составу ГромРады. Присутствующим фактическим членам ГромРады так и не дали возможности высказаться относительно так называемого доклада председателя и дать оценку работе ГромРады.

Дальше, приступили к формированию нового состава ГромРады. Тогда стало еще более понятным, почему в последний день приема документов оказалось их аж на 92 организации. То самое наполненное большинство из 83-х участников собрания приняло решение об ограничении состава совета в 50 человек. Основной аргумент был в том, что прошлый состав был многочисленным и не управляемым. В процессе рейтингового голосования по первым 10 организациям стало понятно, что запущен механизм «обрезания» не угодных. Эти же 50-60 человек наполнения дружно голосовали «за» угодных, когда поднимал руку один из известных всем членов президиума и «против» не угодных, когда эта рука не поднималась. Надо отдать должное! Все прошло практически без разборок. Отдельные возмущения участников собрания ни на что не повлияли. Зато наиболее активные и достающие Запорожскую ОДА члены прошлого состава ГромРады оказались за бортом. По словам представителя облдержадминистрации, заместителя голови Юрия Пелих, который поздравил новых членов совета, «... в него вошли самые достойные». Похоже, что новый состав лояльных соглашателей не принесет реальной пользы ни обладминистрации, ни области, ни развитию провозглашенного гражданского общества. 

Прошлый состав руководства совета голова Александр Наметченко, первый заместитель Александр Панченко, секретарь Валерий Несчетный, которые завалили всю организационную работу, также вошли в новую ГромаРаду, очевидно для преемственности и передачи опыта «руководства».

Проблемой предыдущей ГромРады было не количество неорганизованных членов, а полная некомпетентность ее руководства, не понимание миссии общественного совета при администрации, не умения организовывать работу в условиях демократических отношений лидеров различных общественных организаций, объединений и движений. В результате почти весь первый год деятельности был потрачен на решение организационных вопросов и преодоление амбиций руководства совета, не были утверждены планы и регламент работы. Именно поэтому значительная часть членов совета, да бы беречь свое время, просто перестала ходить на заседания как ГромРады, так и комитетов. 

Как следствие легитимность нынешнего состава ГромРады конечно же под сомнением. Старый состав не провел отчетного собрания, как это требует Положение о совете, не дал оценку работы руководству и комитетам, а также оценку тому – какую же пользу, какие рекомендации были даны областным властям, какие решения и какие программы были проанализированы и выданы предложения для их улучшения. ГромРада не утвердила состав Рабочей группы по подготовке собрания для формирования нового состава совета. То есть все принятые решения кандидатов в новый состав совета не имеют под собой законных оснований.

В этих условиях руководству ОДА, которое реально устранилось от привлечения общественных ресурсов для проведения консультаций и учета мнения тех же институтов гражданского общества в своих решениях, правильнее было бы распустить старый состав ГромРады, признать, что руководство совета, рекомендованное администрацией, не справилось с поставленными задачами, признать свои ошибки и просчеты, а затем созвать новую ГромРаду. Но это фантазии, так как нынешняя власть работает эффективно и следовательно ошибок совершать не может.

Подобные сценарии еще ранее разыграны в Николаеве, потом в Одессе, а сейчас в Запорожье и в Киеве. По всей видимости поступила команда с верху навести порядок в Общественных советах при ОДА, ведь срываются реформы Президента. Технологии понятные, мы уже это проходили в самые застойные времена, когда выхолащивали так, что все «одобрямс». Чем это закончилось, мы так же уже видели и знаем. Методы руководства, не управления, а именно руководства, у бывших коммунистических лидеров, а ныне регионалов, никак не поменялись. Или они учитывать ошибки прошлого не умеют, или руководить могут только в условиях «одобрямс». А цель похоже одна – показать обществу эффективность руководства и всеобщую поддержку со стороны общественности, которую обзывают теперь институтами гражданского общества. 

Александр Багин
ВЭР «Хортицкий Форум»
Категорія: Взаємодія з органами влади | Додав: NPO (07.02.2013) | Автор: Александр Багин
Переглядів: 1487 | Рейтинг: 5.0/1
Всього коментарів: 0
avatar