13 сентября в НАНУ состоялись общественные слушания по обсуждению обновленного проекта энергетической стратегии Украины до 2030 года. http://mpe.kmu.gov.ua/fuel/control/uk/publish/article?art_id=222035&cat_id=200576 Разработка обновленной стратегии была профинансирована фондом Рената Ахметова. А общественные слушания проведены благодаря финансовой поддержке фонда имени Гайнриха Белля. http://www.ua.boell.org/, за что ему огромная благодарность. Разработчиков стратегии на слушаниях не было. Поэтому некому было ответить на вопросы участников общественных слушаний. Свои предложения к проекту энергетической стратегии Украины до 2030 года подготовили и мы, ЗОБО «Созидание» под редакцией Александра Багина. Если дать очень короткую оценку энергетической стратегии Украины до 2030 года, то достаточно привести цитату Махатмы Ганди: « Мир достаточно велик, чтобы удовлетворить нужды каждого человека, но слишком мал, чтобы удовлетворить людскую жадность». Предложения к обновленной Энергетической стратегии Украины на период до 2030 года. ЗОБО «Созидание» «Целью политики является общее благо, народ и власть должны подчиняться закону» Аристотель, IV век до н.э. Говоря о миссии Энергетической стратегии Украины до 2030 года, то данный эпиграф служит указателем, на что должна быть направлена энергетическая стратегия, то есть: на СОЗДАНИЕ ВСЕОБЩЕГО БЛАГА В УКРАИНЕ с учетом процессов происходящих в мире. За последние 3 года в мире произошли многие значимые события, которые должны быть учтены в обновленной стратегии. 1. Землетрясение в Японии с разрушением атомной станции и трагедия в России в Краснодарском крае, где был затоплен целый город. Эксперты считают, что «Украине пора принимать срочные меры, чтобы избежать катастрофических последствий оползней, наводнений и ураганов в будущем». По мнению метеорологов, в будущем стихийные бедствия усилятся, а их последствия станут разрушительными. Причинами более частых капризов природы называют взаимодействие стихийных аномалий, связанных с глобальным потеплением и смещением тектонических масс, а также человеческого фактора: за сутки может выпасть сезонная норма осадков, а затем регион месяцы страдает от засухи». http://news.mail.ru/inworld/ukraina/global/112/society/9641527/ 2. Германия отреагировала на события в Японии, приняв решение об отказе от «мирного атома». «Сопредседатель партии «зеленых» Клаудиа Рот на съезде партии в Берлине предложила включить закон об отказе ФРГ от ядерной энергетики в Конституцию ФРГ. При этом она считает возможным отключение всех АЭС к 2017 году». http://glavred.info/archive/2011/07/02/150850-6.html Вслед за Германией в сентябре 2012 года Япония приняла решение об отказе от использования «мирного атома». Теперь о внутренних процессах. 1. Стратегия опирается на постоянно возрастающий спрос населения Украины на электроэнергию. Это не обосновано, так как в стране уже много лет отрицательный прирост населения! Расчеты показывают: по официальным данным прирост населения минус 4,3. Это означает, что на 1000 человек населения в год уходит из жизни 4,3 человека или 181000 человек в год. За 18 лет (а стратегия рассчитана на период до 2030 года), если руководство страны не предпримет мер, то нас станет на 3 251 000 человек меньше, что составляет около 8% от нынешнего количества населения Украины. 2. Из Энергетической стратегии Украины до 2030 года. «Основні висновки Реалізація заходів Енергостратегії дозволить досягти таких основних результатів : ■ Впровадження комплексних програм підвищення енергоефективності зі зниженням питомого споживання енергоресурсів в економіці на 30-35% до 2030 року, що істотно зменшить навантаження на економіку, підвищить енергонезалежність держави та конкурентність її ВВП». 2. «ЕВВП (энергоемкость ВВП) продовжує залишатися достатньо високою в 2,1-3,7 рази перевищує ЕВВП економічно розвинутих країн, що примушує забезпечувати конкурентоспроможність вітчизняних товарів за рахунок, наприклад, продажу товар в за демпінговими цінами або зниження витрат на оплату праці." - НАЦІОНАЛЬНЕ АГЕНТСТВО УКРАЇНИ З ПИТАНЬ ЗАБЕЗПЕЧЕННЯ ЕФЕКТИВНОГО ВИКОРИСТАННЯ ЕНЕРГЕТИЧНИХ РЕСУРСІВ НАЦІОНАЛЬНА АКАДЕМІЯ НАУК УКРАЇНИ НАЦІОНАЛЬНА ДОПОВІДЬ ПРО СТАН ТА ПЕРСПЕКТИВИ РЕАЛІЗАЦІЇ ДЕРЖАВНОЇ ПОЛІТИКИ ЕНЕРГОЕФЕКТИВНОСТІ У 2008 РОЦІ "ЕНЕРГОЕФЕКТИВНІСТЬ ЯК РЕСУРС ІННОВАЦІЙНОГО РОЗВИТКУ". Простые расчеты показывают: На 2008 год энергоемкость экономики Украины в среднем была (и остается) в 3 раза выше, чем в развитых странах. Если уменшить потребление энергии в экономике на 30-35% к 2030году, то наша экономика будет потреблять к 2030 году только лишь в 2 раза больше, чем в развитых странах, но по показателям на 2008 год. А что будет в 2030 году с энергоемкостью выпускаемой продукции в развитых странах? Понятно, что развитые страны не будут ожидать Украину и будут продолжать уменшать энергоемкость. А следовательно, при таких целях, отечественная продукция будет еще более неконкурентоспособной. Поэтому совершенно не видно, где здесь ожидается рост ВВП? Анализируя Стратегию становятся очевидными несоответствия целей и планируемых результатов. В целях Стратегии обозначено: ■ Зменшення техногенного навантаження на навколишнє середовище і забезпечення цивільного захисту у сфері техногенної безпеки ПЕК. То в планируемых результатах Стратегии ничего этого нет. Поэтому напрашивается вывод: Цели энергетической Стратегии требуют доработки исходя из нынешних мирових реалий. Энергетическая стратегия должна способствовать созданию всеобщего блага в Украине, а значит, техногенной и экологической безопасности. Считаем, что в целях энергетической стратегии должны быть: 1. Сворачивание атомной энергетики, как самой техногенно опасной и экономически нецелесообразной с точки зрения себестоимости получения энергии (в стоимость должны быть включены затраты на захоронение (утилизация) ядерных отходов и на рекультивацию земель после добычи и переработки урановой руды, а так же стоимость димонтажа АЭС).. 2. Обеспечение техногенной безопасности каскада водохраналищ на реке Днепр. 3. Объединение научного потенциала Украины и сотрудничества с наукой других государств для создания технологии по утилизации ядерных отходов. (Строительство хранилищ для ядерных отходов стоят миллиарды евро, однако проблемы не решают). 4. «Впровадження комплексних програм підвищення енергоефективності зі зниженням питомого споживання енергоресурсів в економіці на 80-90% (замість 30-35%) до 2030 року, що істотно зменшить навантаження на економіку, підвищить енергонезалежність держави та конкурентність її ВВП.» 5. Развитие возобновляемой энергетики и доведение вырабатываемой энергии в этом секторе к 20% от общего баланса до 2030 года. (в западных странах уже сейчас этот процент составляет от 15 до 60). 6. Обеспечение финансовой поддержки населения и ЖКХ со стороны государства с целью реализации программ понижения потребления энергии и использования возобновляемых источников энергии, повышение энергоэффективности в секторе ЖКХ на 50% до 2030 года. 7. Проведение экологизации всех объектов ТЭК с использованием принципов индустриального симбиоза (Индустриальный симбиоз рассматривает множество предприятий в системе взаимовыгодного сотрудничества, где все используется с максимальной эффективностью (энергия, людские и природные ресурсы, отходы производства). Симбиотическими проектами могут быть ТЭС, заводы по производству строительных материалов, где источником сырья являются отходы ТЭС и т.д.). Цель - обеспечение экологической безопасности и существенного повышения энергоэффективности объектов ТЭК. 8. Реабилитация территорий после добычи и переработки урановых руд и добычи угля. Далее, задачи должны в полной мере отвечать достижению поставленных целей. Ожидаемые результаты должны соответствовать поставленным целям. 11.09.2012 Президент Запорожской областной благотворительной организации «Созидание» Столяренко Т.В. http://ecoz.at.ua/ ecolog-tk@mail.ru | |
| |
Переглядів: 1768 | |
Всього коментарів: 0 | |