ПРОБЛЕМЫ БЕЗОПАСНОСТИ В НЕПРЕРЫВНОМ ХИМИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ
Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, г. Санкт-Петербург, Россия Одной из актуальных проблем в Международный год химии (каким обозначен 2011-й год) является проблема химической безопасности как интегративного объекта. Актуальность данной проблемы определяется ее научной, теоретической и социально-практической значимостью. Осознание значимости и многоаспектности рассматриваемой проблемы во многом зависит от правильного понимания сущности и объема более широкого понятия – "безопасности жизнедеятельности". Понятие "безопасность жизнедеятельности" нами понимается в нескольких смысловых значениях (состояние и свойство жизнедеятельности; специфическая форма мышления человека; интегративная наука; вузовская учебная дисциплина; довузовский учебный предмет о закономерностях безопасного физического, социально-психического, духовного существования и развития человека в среде обитания и др.). Понятия "химическая безопасность" и "безопасность жизнедеятельности" должны формироваться и развиваться в процессе всего непрерывно- преемственного (довузовского, вузовского и послевузовского) образования. Формирование основ химической безопасности следует рассматривать как многоэтапный, многостадийный и многоуровневый процесс, нацеленный на формирование (у школьников, студентов, учителей школ, преподавателей вузов, научных сотрудников) готовности к безопасной жизнедеятельности. В содержательном плане ключевыми понятиями, сопряженными с понятием "химическая безопасность", являются такие понятия, как правила техники безопасности, пожарная безопасность, электробезопасность, производственная безопасность, промышленная безопасность, экологическая безопасность, социальная безопасность, психологическая безопасность, токсичность, взрывоопасность, безотходные технологии, чрезвычайные ситуации, несчастные случаи, экстремальные условия, защитные меры и другие. Эти понятия составляют, на наш взгляд, инвариантное ядро содержания основ химической безопасности в непрерывном образовании. В предметном обучении химии в средней школе и химическим дисциплинам в вузе вопросы формирования основ химической безопасности реализуются преимущественно посредством предметного (химического) содержания. Так, на занятиях химического лабораторного практикума студенты не только изучают правила техники безопасности, но и овладевают культурой безопасного труда и жизнедеятельности. Отметим, что только общие правила безопасной работы по химии (которые изучают будущие химики-педагоги) включают более 20 обоснованных позиций, правила безопасного обращения с ядовитыми и едкими веществами – более 10, работа с горючими газами и парами включает 5 подробных правил - указаний, работа с нагревательными приборами – 5 инструкций - правил, работа с горючими жидкостями – около 10 алгоритмизированных указаний - правил. Химические опыты, которые могут сопровождаться взрывами, разбрызгиванием и разбрасыванием, требуют знания и применения не менее 10 сложных инструкций - правил, обращение со стеклом – не менее 7 правил безопасной работы и т.п. Студенты знакомились со многими указанными выше правилами безопасности, будучи еще школьниками. Усвоенные в школе понятия, связанные с безопасностью учебного труда, в вузе обогащаются новыми признаками, обусловленными требованиями становления профессиональной химико-педагогической компетентности будущего специалиста. Халат, защитные очки, резиновые перчатки, чистая посуда, исправное оборудование – все это внешнее проявление соблюдения правил безопасной работы и жизнедеятельности. Важную роль в формировании основ химической безопасности играют задания с предметным содержанием. Приведем пример. Объясните, почему нельзя: 1) принимать пищу и питье в химической лаборатории; 2) пробовать химический реактив на вкус; 3) набирать токсические и агрессивные вещества в пипетку ртом; 4) наклоняться над сосудом, в котором что-либо кипит или идет какая-нибудь химическая реакция; 5) закупоривать наглухо сосуды, в которых что-либо нагревается, охлаждается или идет химическая реакция; 6) при разбавлении концентрированной серной кислоты вливать в нее воду; 7) зажигать горючие газы без предварительного испытания на чистоту? Опытный преподаватель данное задание будет использовать, реализуя не только внутрипредметную, но и межцикловую интеграцию (химических знаний и гуманитарных знаний о ценностных смыслах здоровья, жизни). Процесс формирования основ химической безопасности предполагает преемственное и интегральное присвоение школьниками и студентами, прежде всего, системных научных знаний о закономерностях безопасного физического, социально-психического, духовного существования и развития человека (в природной и социокультурной среде обитания). Все компоненты содержания современного химического образования требуют интеграции на уровне методологического синтеза (естественнонаучного и гуманитарного подходов, которым отводится паритетная образовательная функция). Необходимы разработка и реализация современной инновационной концепции формирования основ химической безопасности на базе интегративной методологии (А.П. Беляева, М.С. Пак, Г.Н. Фадеев и др.), включающей в своей инфраструктуре естественнонаучный, гуманитарный, аксиологический, антропоэкологический и другие подходы. Идея интеграции на основе ценностных смыслов должна быть лидирующей при формировании основ химической безопасности. Потребность в новой концепции диктуется: 1) вызовами времени в условиях обострившихся проблем взаимодействия между людьми в современном поликультурном, полиэтническом и поликонфессиональном обществе изменяющейся России; 2) новыми целями и задачами непрерывного химического образования, необходимостью их комплексной и целостной реализации с учетом требований государства, ожиданий общества и потребностей человека; 3) требованиями "нового" качества во всех образовательных учреждениях, продиктованными современными отечественными и мировыми образовательными стандартами. Реализация инновационной концепции, обеспечивающей устойчивое развитие человеческого общества (безопасность жизнедеятельности, химическую безопасность и др.), предполагает обновление самого содержания, раскрывающего современные аспекты безопасности. В содержании современного (общего и высшего) химического образования должны быть актуализированы категория "химическая безопасность" и связанные с нею ключевые понятия (химическая авария, химически опасные объекты ХОО, аварийно химически опасное вещество АХОВ, основные группы АХОВ). Современные школьник и студент должны знать, что: 1) химическая авария – это одна из наиболее опасных технологических катастроф, которые могут привести к массовому отравлению и гибели людей (и животных), значительному экономическому ущербу и тяжелым экологическим последствиям; 2) при выбросе АХОВ в атмосферу (геосферу, гидросферу, биосферу) может произойти заражение окружающей среды в концентрациях, поражающих живой организм; 3) АХОВ могут оказывать удушающее (хлор, треххлористый фосфор, фосген, хлорпикрин), общеядовитое (хлорциан, водород мышьяковистый), нейротропное (сероуглерод, аммиак), метаболическое (оксид этилена, метил хлористый) воздействие на человеческий организм. Тысячи тонн АХОВ ежедневно перевозятся различными видами транспорта, а также перекачиваются по трубопроводам. Химическая безопасность – это состояние (свойство) защищенности человека, социума и природной среды от вредного воздействия химически опасных веществ. Содержание указанных ключевых понятий может быть раскрыто как на учебных (уроках, лекциях), так и во внеурочных и внеаудиторных занятиях (семинары, конференции, круглые столы). Важно осознание субъектами химического образования, что понятие "химическая безопасность" одно из важнейших в системе понятий о безопасности жизнедеятельности. Нами определены этапы, стадии и уровни формирования основ безопасности в непрерывном химическом образовании. Знание обозначенных выше понятий и всех аспектов, связанных с ними, даст представление о возможностях решения проблемы обеспечения химической безопасности. Жизнь, деятельность, жизнедеятельность – непреходящие ценности, безопасность которых должна быть обеспечена общими усилиями на всех уровнях. Першоджерело - Збірник тез доповідей Міжнародної науково-практичної конференції - (PDF, 2,54 Мб) | |
| |
Переглядів: 2082 | | |
Всього коментарів: 0 | |