РЕАЛІЗАЦІЯ ЗАВДАНЬ СТРАТЕГІЧНОГО ПІДХОДУ ДО МІЖНАРОДНОГО РЕГУЛЮВАННЯ ХІМІЧНИХ РЕЧОВИН
СОСТОЯНИЕ ВЫПОЛНЕНИЯ СПМРХВ В РЕГИОНЕ ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ, КАВКАЗА И ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ (ВЕКЦА) Сперанская Ольга Александровна, к.ф.-м.н. сопредседатель Международной сети неправительственных организаций по ликвидации стойких органических загрязнителей (IPEN), директор Программы по химической безопасности Центра «Эко-Согласие», Россия Подписав Стратегический подход к международному регулированию химических веществ (СПМРХВ) в феврале 2006 г., правительства стран региона Восточной Европы, Кавказа и Центральной Азии (ВЕКЦА) заявили о своей четкой приверженности Стратегическому подходу и его осуществлению и обязались работать с гражданским обществом и другими заинтересованными группами в духе солидарности и партнерства для достижения химической безопасности и тем самым помочь в борьбе с бедностью, защитить уязвимые группы и отстаивать приоритеты общественного здоровья и безопасности человека. Во многих странах начались проекты в области выполнения СПРМХВ. Их цель – развивать национальную концепцию СПМРХВ, проводить оценку риска приоритетных химических веществ (СОЗ, хлоропрен, свинец, медь, молибден, ртуть, кадмий и др.) и сокращение риска при обеспечении экологически обоснованного управления химическими веществами и опасными отходами в соответствии с принципами СПМРХВ. Создаются национальные координационные центры, в задачу которых входит содействие выполнению задач, перечисленных в Глобальном плане действий СПМРХВ. Некоторые страны региона ВЕКЦА, наряду с официальными координационными центрами, формируют центры на базе неправительственных организаций (НПО). Многие страны региона ВЕКЦА ратифицировали международные химические конвенции и соглашения, включая Стокгольмскую конвенцию о стойких органических загрязнителях (СОЗ), Базельскую и Роттердамскую конвенции. В рамках принятых обязательств разрабатываются национальные планы выполнения Стокгольмской конвенции о СОЗ, готовятся национальные профили стран для оценки инфраструктуры по управлению стойкими органическими загрязнителями. Страны региона ВЕКЦА начали развивать национальное законодательство, направленное на долгосрочное стратегическое планирование в области обеспечения химической безопасности. Стратегии национальной экологической политики стран ВЕКЦА включают цели, главные приоритеты, направления и задания национальной экологической политики. Предусматривается также, что Стратегии будут сопровождаться разработкой проектов национальных планов действий по охране окружающей природной среды, рассчитанных на долгосрочную перспективу. Кроме того, в ряде стран региона ВЕКЦА подготовлены новые законодательные инициативы в области химической безопасности. НПО являются важными партнерами правительств в выполнении положений СПМРХВ. Принимая во внимание многочисленные проблемы загрязнения окружающей среды опасными токсичными химическими веществами в регионе ВЕКЦА, а также желание заинтересованных сторон улучшить ситуацию, многие экологические НПО стран ВЕКЦА начали активно участвовать в решении проблем химической безопасности на локальном, региональном и национальном уровнях. Например, НПО стран ВЕКЦА принимали активное участие в разработке и реализации Национальных планов выполнения Стокгольмской конвенции с целью постепенного отказа и запрета на производство и применение СОЗ. Некоторые НПО участвовали в первичной инвентаризации запасов запрещенных и устаревших пестицидов (непригодных пестицидов). Результатом этой работы стало выявление дополнительных объемов опасных химикатов, которые ранее не были включены в официальные национальные инвентаризации. В странах ВЕКЦА силами НПО были проведены проекты по выявлению неучтенных запасов ПХБ, по анализу уровня загрязнения продуктов питания остаточными количествами пестицидов – СОЗ как, например, ДДТ и линдан. НПО стран ВЕКЦА ведут большую работу по биомониторингу загрязнения токсичными химическими веществами организма человека. Результаты этих проектов широко распространяются среди заинтересованной общественности и государственных структур. По инициативе НПО в Волгограде был создан регистр выбросов и переноса загрязнителей, который позволил получать данные о выбросах хлора, фторорганических соединений, ртути, фенола, свинца, винилхлорида и других токсичных химикатов. Интерпретация полученных данных дала возможность вскрыть нарушения в ежегодной отчетности предприятий по опасным отходам первого и второго классов опасности. Силами НПО региона стран ВЕКЦА постоянно выполняются проекты в области информирования о химической безопасности и ходе выполнения Глобального плана действий СПМРХВ. В первую очередь, эти проекты направлены на широкое информирование общественности в разных странах региона о воздействии токсичных химических веществ на здоровье и окружающую среду, о конкретных действиях, предпринимаемых правительствами, НПО и предприятиями для снижения риска такого воздействия. Проводятся семинары с участием общественных организаций, местных органов власти, экспертов в области здравоохранения и оценок воздействия химикатов на здоровье людей. Эти встречи направлены на укрепление партнерства и сотрудничества между заинтересованными сторонами, для более эффективного разрешения проблем, связанных с химической безопасностью на местном, национальном и региональном уровнях. По результатам таких информационных проектов разрабатываются рекомендации для того, чтобы НПО, гражданское общество, правительства и бизнес могли эффективно использовать СПМРХВ для наилучшего обеспечения химической безопасности в регионе стран ВЕКЦА. Эти рекомендации широко распространяются среди всех заинтересованных групп общества, их получают государственные структуры, ответственные за обеспечение химической безопасности в странах; некоторые положения рекомендаций включаются в национальные законодательства. Каковы основные проблемы в выполнении СПМРХВ? Несмотря на определенные достижения в работе в области обеспечения химической безопасности в регионе ВЕКЦА, существуют конкретные проблемы, требующие безотлагательного решения. К таким проблемам стоит, в первую очередь, отнести функционирование в регионе морально и физически устаревших потенциально опасных объектов - производств, относящихся к топливно-энергетическому комплексу, цветной и черной металлургии, химической, целлюлозно-бумажной, горнодобывающей и перерабатывающей, пищевой и другим отраслям промышленности и сельского хозяйства, подавляющее большинство из которых было построено и введено в эксплуатацию 40-50 лет назад. При нормативном сроке эксплуатации (до 15 лет) технологическое оборудование этих производств к настоящему времени многократно выработало свои ресурсы, морально устарело и физически изношено. Многие из этих предприятий расположены непосредственно в густонаселенных городах. Так, только в России действует более 10 тыс. подобных объектов, при этом 70 % из них расположено в 146 городах с населением более 100 тыс. человек. К серьезным проблемам следует отнести и слабый контроль за стадийными процессами производства химических веществ. Часто, якобы для производства обычных нетоксичных химических веществ, ввозят химикаты- ингридиенты, которые затем используются для производства опасных химических веществ, в том числе – пестицидов. Отследить этот процесс крайне сложно, так как в странах ВЕКЦА появилось большое количество малых предприятий – производителей, занимающихся такой практикой, и установить контроль за их деятельностью практически невозможно. Кроме того, очень важно отметить, что при закрытии предприятий химической промышленности останавливается и система безопасности, что может привести к серьезным экологическим последствиям. Важной проблемой химической безопасности является ежегодное поступление токсичных химических веществ в атмосферный воздух и накопление токсичных отходов. Например, в Украине, по оценкам специалистов, объем накопленных промышленных отходов составляет более 25 млрд. т., размещенных на площади свыше 160 тыс. га. Уровень техногенного загрязнения (количество отходов на единицу площади) в Украине в 6,5 раз больше, чем в США, и в 3,2 раза больше, чем в странах ЕС. («Обзор проблемы загрязнения кадмием, свинцом и ртутью окружающей среды в россии и украине», www.ecoaccord.org) Серьезной угрозой для здоровья населения и окружающей среды является сжигание бытовых, промышленных и медицинских отходов – источников образования диоксинов и фуранов. Большую обеспокоенность вызывает неконтролируемое открытое сжигание отходов непосредственно на улицах; горение отходов на свалках; а также планы стран региона ВЕКЦА по строительству мусоросжигательных заводов (МСЗ). Еще одна серьезная проблема стран ВЕКЦА – накопление больших запасов непригодных пестицидов, что связано с печальным наследием курса политического руководства бывшего СССР, направленного на тотальную химизацию всех сфер хозяйственной деятельности. Многие страны региона получили в наследие десятки тысяч тонн непригодных пестицидов, которые в настоящее время являются «минами замедленного действия», представляя серьезную угрозу окружающей среде и здоровью населения каждой из стран ВЕКЦА и ее соседей. Так, только в России накоплено свыше 40 тыс. т устаревших пестицидов. И это только согласно данным официальной статистики, которые по оценкам независимых экспертов являются заниженными. В состав запасов запрещенных и устаревших пестицидов входят хлорорганические пестициды (ДДТ, линдан и другие). По данным инвентаризации 2004 г., в Кыргызстане было обнаружено 1972 т устаревших пестицидов (в том числе 1665 т СОЗ-содержащих пестицидов). Фактически, запасов устаревших пестицидов в Кыргызстане значительно больше, так как при оценке их количества не были учтены пестициды, находящиеся в частных хозяйствах, смешанные с грунтом на территориях складов и авиаплощадок (аэродромов сельскохозяйственной авиации). Недостаточная информированность населения об опасности пестицидов для здоровья, плохое состояние складов устаревших пестицидов, отсутствие охраны приводят к тому, что местное население проникает на места складирования запрещенных и устаревших пестицидов, проводит их несанкционированный отбор для своих участков и вторично использует на них неизвестные смеси устаревших химикатов. В результате таких действий продолжается загрязнение продуктов питания и окружающей среды, что крайне негативно сказывается на здоровье людей. Так, по данным общественных организаций Азербайджана, главный полигон страны для складирования запрещенных и устаревших пестицидов до сих пор не оборудован для хранения опасных и токсичных химикатов. Более того, за последние 4 года количество имеющихся на нем непригодных пестицидов снизилось в несколько раз, что свидетельствует о несанкционированном проникновении на этот полигон малообеспеченных граждан из близлежащих населенных пунктов для того, чтобы взять непригодные пестициды для использования. По информации, полученной от общественных организаций Кыргызстана в стране в настоящее время используют значительное количество запрещенных и устаревших пестицидов из источников, которые находятся как внутри страны, так и за ее пределами. Внутри страны непригодные пестициды получают из запасов, имеющихся в частных домах; со складов без охраны; из могильников. На территориях, где раньше находились склады пестицидов и авиаплощадки, в основном расположенные вблизи населенных пунктов, ведется хозяйственная деятельность – строится жилье, выращивается продукция растениеводства, пасется скот. На Иссык-Куле из кирпичей разобранного склада пестицидов выстроили пансионат. Эти действия приводят к увеличению случаев заболевания людей, загрязнению продуктов питания местного производства, падежу скота. .В Таджикистане запрещенные пестициды открыто продаются на городских рынках женщинами и детьми, ДДТ хранится на складах рядом с продуктами питания. Вахшский могильник пестицидов полностью разграблен и открыт для местных жителей. В список разрешенных к ввозу в страну химических загрязнителей входит сверх опасный для здоровья человека – зарин. Созданная еще в советские времена Государственная Химкомиссия республики практически бездействует. Большую опасность для здоровья человека в регионе ВЕКЦА представляет асбестовая пыль, образующаяся при производстве асбоцементных изделий. Несмотря на то, что добыча и использование асбеста во всем мире сокращаются, поскольку неопровержимые статистические данные о росте злокачественных асбестообусловленных заболеваний подталкивают производителей отказаться от этого, регион стран ВЕКЦА продолжает лидировать по объемам добычи и использования этого смертоносного материала. В результате только одно предприятие в Волгоградской области (Волжский завод асбестотехнических изделий) выбрасывает ежегодно в воздух 6,5 т асбестовой пыли, оказывая негативное влияния на здоровье населения близлежащих районов. Крайнюю обеспокоенность вызывает практическое бездействие систем оповещения населения об опасных токсичных химикатах в продуктах в странах ВЕКЦА. Сюда различными путями поступает огромное количество некачественной продукции, включая игрушки и другие товары для детей; при этом информация о содержании в них опасных химикатов отсутствует. Неосведомленность населения о рисках для здоровья от такой продукции, а также отсутствие межсекторальной кооперации чиновников в соответствующих государственных ведомствах усугубляет положение. Так, по данным НПО Грузии, в связи с либерализацией торговли и экономики, а так же после вступления страны в ВТО упразднены требования к импортерам о представлении сертификата о безопасности товаров или продукции из экспортируемой страны и получении одобрения страны - импортера. Кроме этого, в Грузии ликвидирована Инспекция санитарного надзора. В настоящее время обновляется список запрещенных к использованию, производству на территории страны и ввозу-вывозу веществ, но не существует службы, которая проконтролировало бы эти вещества в продуктах или в товарах. Кроме этого, национальное законодательство не позволяет оперативно реагировать на создавшуюся ситуацию. Во многих странах региона ВЕКЦА существуют проблемы с наличием современных, хорошо оснащенных лабораторий и квалифицированных кадров для проведения анализов на содержание токсичных веществ в товарах. В заключение необходимо отметить, что во многих странах ВЕКЦА отсутствует политическая воля для усиления контроля над опасными химическими веществами в товарах, а так же нет развитой законодательной базы, которая требовала бы от производителей и импортеров улучшить безопасность продукции. Материально-техническая база для соответствующего контроля не отвечает европейским стандартам, а для ее обновления нужны финансы. Важная деталь – у большинства населения стран ВЕКЦА нет потребности в информации о том, содержатся ли токсичные химические вещества в продуктах или товарах. Это связано с низкой потребительской культурой населения и недостаточным осознанием потенциальной опасности, которую несут токсические химические вещества, используемые при производстве тех или иных товаров и которые могут в них содержаться. Это, в свою очередь, является результатом тяжелой экономической ситуации в регионе ВЕКЦА и стремлением населения употреблять все, что дешево и доступно, не уделяя достаточного внимания качеству продукции. Практически во всех странах ВЕКЦА общественные организации и представители гражданского общества обеспокоены и не удовлетворены доступом к информации о токсичных химических веществах в товарах и отсутствием системы оповещения населения об опасных химических веществах. Люди сталкиваются с серьезными проблемами, пытаясь получить информацию из официальных источников по поводу токсичных выбросов предприятий, уровнях токсичных химикатов в продуктах питания, воздействии токсичных веществ на здоровье. Хотя большинство стран региона ВЕКЦА ратифицировали Орхусскую конвенцию о доступе к информации, участии общественности в принятии решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды, на практике процесс получения этой информации оставляет желать лучшего. Министерства здравоохранения и охраны окружающей среды, ответственные за выполнение СПМРХВ, практически закрыты для конструктивного диалога с НПО. Сотрудничество с государственными структурами в основном носит формальный характер. НПО недостаточно вовлечены в процесс принятия конкретных решений в области обеспечения химической безопасности, не участвуют активно в деятельности национальных координационных центров СПМРХВ. Подводя итоги, хотелось бы подчеркнуть, что осуществление СПМРХВ в странах ВЕКЦА носит крайне важный характер, так как помогает добиваться реальных успехов в совершенствовании системы регулирования химических веществ. Необходима дальнейшая работа по вовлечению общественных организаций как в процесс принятия решений, так и в реализацию конкретных проектов.
Першоджерело - Збірник тез доповідей Міжнародної науково-практичної конференції - (PDF, 2,54 Мб)
| |
| |
Переглядів: 1052 | | |
Всього коментарів: 0 | |