РЕАЛІЗАЦІЯ ЗАВДАНЬ СТРАТЕГІЧНОГО ПІДХОДУ ДО МІЖНАРОДНОГО РЕГУЛЮВАННЯ ХІМІЧНИХ РЕЧОВИН
СОСТОЯНИЕ ВЫПОЛНЕНИЯ СПМРХВ В РЕГИОНЕ ВОСТОЧНОЙ
ЕВРОПЫ, КАВКАЗА И ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ (ВЕКЦА)

Сперанская Ольга Александровна, к.ф.-м.н.

сопредседатель Международной сети неправительственных организаций
по ликвидации стойких органических загрязнителей (IPEN),

директор Программы по химической безопасности
Центра «Эко-Согласие», Россия

Подписав Стратегический подход к международному регулированию
химических веществ (СПМРХВ) в феврале 2006 г., правительства стран региона
Восточной Европы, Кавказа и Центральной Азии (ВЕКЦА) заявили о своей
четкой приверженности Стратегическому подходу и его осуществлению и
обязались работать с гражданским обществом и другими заинтересованными
группами в духе солидарности и партнерства для достижения химической
безопасности и тем самым помочь в борьбе с бедностью, защитить уязвимые
группы и отстаивать приоритеты общественного здоровья и безопасности
человека.

Во многих странах начались проекты в области выполнения СПРМХВ. Их
цель – развивать национальную концепцию СПМРХВ, проводить оценку риска
приоритетных химических веществ (СОЗ, хлоропрен, свинец, медь, молибден,
ртуть, кадмий и др.) и сокращение риска при обеспечении экологически
обоснованного управления химическими веществами и опасными отходами в
соответствии с принципами СПМРХВ. Создаются национальные
координационные центры, в задачу которых входит содействие выполнению
задач, перечисленных в Глобальном плане действий СПМРХВ. Некоторые
страны региона ВЕКЦА, наряду с официальными координационными
центрами, формируют центры на базе неправительственных организаций
(НПО).

Многие страны региона ВЕКЦА ратифицировали международные
химические конвенции и соглашения, включая Стокгольмскую конвенцию о
стойких органических загрязнителях (СОЗ), Базельскую и Роттердамскую
конвенции. В рамках принятых обязательств разрабатываются национальные
планы выполнения Стокгольмской конвенции о СОЗ, готовятся национальные
профили стран для оценки инфраструктуры по управлению стойкими
органическими загрязнителями.

Страны региона ВЕКЦА начали развивать национальное законодательство,
направленное на долгосрочное стратегическое планирование в области
обеспечения химической безопасности. Стратегии национальной
экологической политики стран ВЕКЦА включают цели, главные приоритеты,
направления и задания национальной экологической политики.
Предусматривается также, что Стратегии будут сопровождаться разработкой
проектов национальных планов действий по охране окружающей природной
среды, рассчитанных на долгосрочную перспективу.


Кроме того, в ряде стран региона ВЕКЦА подготовлены новые
законодательные инициативы в области химической безопасности.

НПО являются важными партнерами правительств в выполнении
положений СПМРХВ. Принимая во внимание многочисленные проблемы
загрязнения окружающей среды опасными токсичными химическими
веществами в регионе ВЕКЦА, а также желание заинтересованных сторон
улучшить ситуацию, многие экологические НПО стран ВЕКЦА начали активно
участвовать в решении проблем химической безопасности на локальном,
региональном и национальном уровнях. Например, НПО стран ВЕКЦА
принимали активное участие в разработке и реализации Национальных планов
выполнения Стокгольмской конвенции с целью постепенного отказа и запрета
на производство и применение СОЗ.

Некоторые НПО участвовали в первичной инвентаризации запасов
запрещенных и устаревших пестицидов (непригодных пестицидов).
Результатом этой работы стало выявление дополнительных объемов опасных
химикатов, которые ранее не были включены в официальные национальные
инвентаризации. В странах ВЕКЦА силами НПО были проведены проекты по
выявлению неучтенных запасов ПХБ, по анализу уровня загрязнения продуктов питания остаточными количествами пестицидов – СОЗ как, например, ДДТ и линдан. НПО стран ВЕКЦА ведут большую работу по биомониторингу загрязнения токсичными химическими веществами организма человека. 
Результаты этих проектов широко распространяются среди заинтересованной
общественности и государственных структур.

По инициативе НПО в Волгограде был создан регистр выбросов и переноса загрязнителей, который позволил получать данные о выбросах хлора, 
фторорганических соединений, ртути, фенола, свинца, винилхлорида и других
токсичных химикатов. Интерпретация полученных данных дала возможность
вскрыть нарушения в ежегодной отчетности предприятий по опасным отходам
первого и второго классов опасности.

Силами НПО региона стран ВЕКЦА постоянно выполняются проекты в
области информирования о химической безопасности и ходе выполнения
Глобального плана действий СПМРХВ. В первую очередь, эти проекты
направлены на широкое информирование общественности в разных странах
региона о воздействии токсичных химических веществ на здоровье и
окружающую среду, о конкретных действиях, предпринимаемых
правительствами, НПО и предприятиями для снижения риска такого
воздействия. Проводятся семинары с участием общественных организаций,
местных органов власти, экспертов в области здравоохранения и оценок
воздействия химикатов на здоровье людей. Эти встречи направлены на
укрепление партнерства и сотрудничества между заинтересованными
сторонами, для более эффективного разрешения проблем, связанных с
химической безопасностью на местном, национальном и региональном
уровнях.


По результатам таких информационных проектов разрабатываются
рекомендации для того, чтобы НПО, гражданское общество, правительства и
бизнес могли эффективно использовать СПМРХВ для наилучшего обеспечения
химической безопасности в регионе стран ВЕКЦА. Эти рекомендации широко
распространяются среди всех заинтересованных групп общества, их получают
государственные структуры, ответственные за обеспечение химической
безопасности в странах; некоторые положения рекомендаций включаются в
национальные законодательства.

Каковы основные проблемы в выполнении СПМРХВ?

Несмотря на определенные достижения в работе в области обеспечения
химической безопасности в регионе ВЕКЦА, существуют конкретные
проблемы, требующие безотлагательного решения. К таким проблемам стоит, в
первую очередь, отнести функционирование в регионе морально и физически
устаревших потенциально опасных объектов - производств, относящихся к
топливно-энергетическому комплексу, цветной и черной металлургии,
химической, целлюлозно-бумажной, горнодобывающей и перерабатывающей,
пищевой и другим отраслям промышленности и сельского хозяйства,
подавляющее большинство из которых было построено и введено в
эксплуатацию 40-50 лет назад. При нормативном сроке эксплуатации (до 15
лет) технологическое оборудование этих производств к настоящему времени
многократно выработало свои ресурсы, морально устарело и физически
изношено. Многие из этих предприятий расположены непосредственно в
густонаселенных городах. Так, только в России действует более 10 тыс.
подобных объектов, при этом 70 % из них расположено в 146 городах с
населением более 100 тыс. человек.

К серьезным проблемам следует отнести и слабый контроль за
стадийными процессами производства химических веществ. Часто, якобы для
производства обычных нетоксичных химических веществ, ввозят химикаты-
ингридиенты, которые затем используются для производства опасных
химических веществ, в том числе – пестицидов. Отследить этот процесс крайне
сложно, так как в странах ВЕКЦА появилось большое количество малых
предприятий – производителей, занимающихся такой практикой, и установить
контроль за их деятельностью практически невозможно. Кроме того, очень
важно отметить, что при закрытии предприятий химической промышленности
останавливается и система безопасности, что может привести к серьезным
экологическим последствиям.

Важной проблемой химической безопасности является ежегодное
поступление токсичных химических веществ в атмосферный воздух и
накопление токсичных отходов. Например, в Украине, по оценкам
специалистов, объем накопленных промышленных отходов составляет более 25
млрд. т., размещенных на площади свыше 160 тыс. га. Уровень техногенного
загрязнения (количество отходов на единицу площади) в Украине в 6,5 раз
больше, чем в США, и в 3,2 раза больше, чем в странах ЕС. («Обзор проблемы 
загрязнения кадмием, свинцом и ртутью окружающей среды в россии и 
украине», www.ecoaccord.org)

Серьезной угрозой для здоровья населения и окружающей среды является
сжигание бытовых, промышленных и медицинских отходов – источников
образования диоксинов и фуранов. Большую обеспокоенность вызывает
неконтролируемое открытое сжигание отходов непосредственно на улицах;
горение отходов на свалках; а также планы стран региона ВЕКЦА по
строительству мусоросжигательных заводов (МСЗ).

Еще одна серьезная проблема стран ВЕКЦА – накопление больших
запасов непригодных пестицидов, что связано с печальным наследием курса
политического руководства бывшего СССР, направленного на тотальную
химизацию всех сфер хозяйственной деятельности. Многие страны региона
получили в наследие десятки тысяч тонн непригодных пестицидов, которые в
настоящее время являются «минами замедленного действия», представляя
серьезную угрозу окружающей среде и здоровью населения каждой из стран
ВЕКЦА и ее соседей. Так, только в России накоплено свыше 40 тыс. т
устаревших пестицидов. И это только согласно данным официальной
статистики, которые по оценкам независимых экспертов являются
заниженными. В состав запасов запрещенных и устаревших пестицидов входят
хлорорганические пестициды (ДДТ, линдан и другие). По данным
инвентаризации 2004 г., в Кыргызстане было обнаружено 1972 т устаревших
пестицидов (в том числе 1665 т СОЗ-содержащих пестицидов). Фактически,
запасов устаревших пестицидов в Кыргызстане значительно больше, так как
при оценке их количества не были учтены пестициды, находящиеся в частных
хозяйствах, смешанные с грунтом на территориях складов и авиаплощадок
(аэродромов сельскохозяйственной авиации).

Недостаточная информированность населения об опасности пестицидов
для здоровья, плохое состояние складов устаревших пестицидов, отсутствие
охраны приводят к тому, что местное население проникает на места
складирования запрещенных и устаревших пестицидов, проводит их
несанкционированный отбор для своих участков и вторично использует на них
неизвестные смеси устаревших химикатов. В результате таких действий
продолжается загрязнение продуктов питания и окружающей среды, что крайне негативно сказывается на здоровье людей. Так, по данным общественных организаций Азербайджана, главный полигон страны для складирования запрещенных и устаревших пестицидов до сих пор не оборудован для хранения опасных и токсичных химикатов. Более того, за последние 4 года количество имеющихся на нем непригодных пестицидов снизилось в несколько раз, что свидетельствует о несанкционированном проникновении на этот полигон малообеспеченных граждан из близлежащих населенных пунктов для того, чтобы взять непригодные пестициды для использования. По информации, полученной от общественных организаций Кыргызстана в стране в настоящее время используют значительное количество запрещенных и устаревших пестицидов из источников, которые находятся как внутри страны, так и за ее пределами. Внутри страны непригодные пестициды получают из запасов, имеющихся в частных домах; со складов без охраны; из могильников. На территориях, где раньше находились склады пестицидов и авиаплощадки, в основном расположенные вблизи населенных пунктов, ведется хозяйственная деятельность – строится жилье, выращивается продукция растениеводства, пасется скот. На Иссык-Куле из кирпичей разобранного склада пестицидов выстроили пансионат. Эти действия приводят к увеличению случаев заболевания людей, загрязнению продуктов питания местного производства, падежу скота. .В Таджикистане запрещенные пестициды открыто продаются на городских рынках женщинами и детьми, ДДТ хранится на складах рядом с продуктами питания. Вахшский могильник пестицидов полностью разграблен и открыт для местных жителей. В список разрешенных к ввозу в страну химических загрязнителей входит сверх опасный для здоровья человека – зарин. Созданная еще в советские времена Государственная Химкомиссия республики практически бездействует. 

Большую опасность для здоровья человека в регионе ВЕКЦА представляет
асбестовая пыль, образующаяся при производстве асбоцементных изделий.
Несмотря на то, что добыча и использование асбеста во всем мире
сокращаются, поскольку неопровержимые статистические данные о росте
злокачественных асбестообусловленных заболеваний подталкивают
производителей отказаться от этого, регион стран ВЕКЦА продолжает
лидировать по объемам добычи и использования этого смертоносного
материала. В результате только одно предприятие в Волгоградской области
(Волжский завод асбестотехнических изделий) выбрасывает ежегодно в воздух 6,5 т асбестовой пыли, оказывая негативное влияния на здоровье населения близлежащих районов. 

Крайнюю обеспокоенность вызывает практическое бездействие систем
оповещения населения об опасных токсичных химикатах в продуктах в странах ВЕКЦА. Сюда различными путями поступает огромное количество 
некачественной продукции, включая игрушки и другие товары для детей; при
этом информация о содержании в них опасных химикатов отсутствует.
Неосведомленность населения о рисках для здоровья от такой продукции, а
также отсутствие межсекторальной кооперации чиновников в соответствующих
государственных ведомствах усугубляет положение. Так, по данным НПО
Грузии, в связи с либерализацией торговли и экономики, а так же после
вступления страны в ВТО упразднены требования к импортерам о
представлении сертификата о безопасности товаров или продукции из
экспортируемой страны и получении одобрения страны - импортера. Кроме
этого, в Грузии ликвидирована Инспекция санитарного надзора. В настоящее
время обновляется список запрещенных к использованию, производству на
территории страны и ввозу-вывозу веществ, но не существует службы, которая
проконтролировало бы эти вещества в продуктах или в товарах. Кроме этого,
национальное законодательство не позволяет оперативно реагировать на
создавшуюся ситуацию.


Во многих странах региона ВЕКЦА существуют проблемы с наличием
современных, хорошо оснащенных лабораторий и квалифицированных кадров
для проведения анализов на содержание токсичных веществ в товарах.

В заключение необходимо отметить, что во многих странах ВЕКЦА
отсутствует политическая воля для усиления контроля над опасными
химическими веществами в товарах, а так же нет развитой законодательной
базы, которая требовала бы от производителей и импортеров улучшить
безопасность продукции. Материально-техническая база для соответствующего контроля не отвечает европейским стандартам, а для ее обновления нужны финансы. 

Важная деталь – у большинства населения стран ВЕКЦА нет потребности
в информации о том, содержатся ли токсичные химические вещества в
продуктах или товарах. Это связано с низкой потребительской культурой
населения и недостаточным осознанием потенциальной опасности, которую
несут токсические химические вещества, используемые при производстве тех
или иных товаров и которые могут в них содержаться. Это, в свою очередь,
является результатом тяжелой экономической ситуации в регионе ВЕКЦА и
стремлением населения употреблять все, что дешево и доступно, не уделяя
достаточного внимания качеству продукции.

Практически во всех странах ВЕКЦА общественные организации и
представители гражданского общества обеспокоены и не удовлетворены
доступом к информации о токсичных химических веществах в товарах и
отсутствием системы оповещения населения об опасных химических
веществах. Люди сталкиваются с серьезными проблемами, пытаясь получить
информацию из официальных источников по поводу токсичных выбросов
предприятий, уровнях токсичных химикатов в продуктах питания, воздействии
токсичных веществ на здоровье. Хотя большинство стран региона ВЕКЦА
ратифицировали Орхусскую конвенцию о доступе к информации, участии
общественности в принятии решений и доступе к правосудию по вопросам,
касающимся окружающей среды, на практике процесс получения этой
информации оставляет желать лучшего. Министерства здравоохранения и
охраны окружающей среды, ответственные за выполнение СПМРХВ,
практически закрыты для конструктивного диалога с НПО. Сотрудничество с
государственными структурами в основном носит формальный характер. НПО
недостаточно вовлечены в процесс принятия конкретных решений в области
обеспечения химической безопасности, не участвуют активно в деятельности
национальных координационных центров СПМРХВ.

Подводя итоги, хотелось бы подчеркнуть, что осуществление СПМРХВ в
странах ВЕКЦА носит крайне важный характер, так как помогает добиваться
реальных успехов в совершенствовании системы регулирования химических
веществ. Необходима дальнейшая работа по вовлечению общественных
организаций как в процесс принятия решений, так и в реализацию конкретных
проектов.

Категорія: Гострі проблеми | Додав: NPO (28.08.2011) | Автор: Сперанская Ольга Александровна
Переглядів: 1005 | Теги: екологізація, МАМА-86, хімічні токсиканти, конференции, хімічна освіта, хімічна безпека | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
avatar