ВЫЯВЛЕНИЕ ИСТОЧНИКОВ ТОКСИЧНЫХ ВЕЩЕСТВ В СТЕКОЛЬНОМ ПРОИЗВОДСТВЕ НА ОСНОВЕ СИСТЕМНОГО АНАЛИЗА
Шарагов Василий Андреевич, д.х.н., гл.н.с.

Бельцкий государственный университет им. А. Руссо, Республика Молдова



Производство промышленных стеклоизделий сопряжено с применением
разного рода токсичных веществ, находящихся в составе сырьевых и
вспомогательных материалов, огнеупорах, смазках и др. Кроме того,
токсиканты образуются на основных стадиях технологического процесса
производства стеклоизделий: при подготовке сырьевых материалов и шихты,
варке стекломассы, формовании и отжиге стеклоизделий и т. д. На стекольных
заводах часто упускаются из виду некоторые источники токсичных веществ.

Цель работы заключается в выявлении источников токсичных веществ в
стекольном производстве на основе системного анализа.

В научных исследованиях и технике системный анализ используется со
второй половины прошлого столетия. Сегодня системный анализ применяется
во всех сферах человеческой деятельности: науке, технике, космонавтике,
военном деле, промышленности, строительстве, образовании, экономике,
медицине, спорте и др. [1-4].

Общепринятое определение понятия ''системный анализ'' отсутствует. На
наш взгляд, системный анализ можно охарактеризовать таким образом:
''Системный анализ – это всестороннее исследование объекта для получения о
нем целостного представления и выявления его взаимосвязи с другими
объектами''. Согласно [1], ''основным и наиболее ценным результатом
системного анализа признается не количественно определенное решение
проблемы, а увеличение степени ее понимания и сущности различных путей
решения''.

Основой системного анализа является системный подход, в котором любой
объект рассматривается как система [1, 5]. Зайцев О. С. определяет систему
следующим образом: ''система – это множество элементов, находящихся в
таких отношениях и связях друг с другом, которые придают ей целостность и
единство'' [5]. В качестве элементов системы выступают предметы, вещества,
свойства, признаки, понятия, законы и др., т. е. любые объекты материального
и духовного характера. Из этого следует, что элемент системы представляет
собой часть объекта, выполняющую определенную функцию.

Самой сложной и ответственной процедурой в системном анализе является
построение обобщенной модели, отображающей все те факторы и взаимосвязи
между ними, которые могут влиять на процесс принятия решения [1, 2, 4]. До
сих пор отсутствует единый подход к построению общей модели факторов для
родственных объектов.

С позиций системного анализа технологический процесс производства
стеклоизделий представляет собой сложную систему. В зависимости от способа
производства стекла система подразделяется на ряд подсистем. На стекольных


заводах наиболее важными подсистемами являются такие стадии
технологического процесса производства стеклоизделий, как складирование и
обработка сырьевых материалов, составление шихты, варка стекломассы,
формование и отжиг стеклоизделий, финишные операции и некоторые другие.
В свою очередь каждая подсистема состоит из разного рода элементов.

В настоящей работе предлагается обобщенная модель для выявления
источников токсичных веществ в стекольном производстве. На первом этапе
определяется состав системы и ее подсистем. На втором, наиболее сложном и
ответственном этапе, анализируются все элементы подсистемы и выявляются
факторы, имеющие отношение к применению или образованию токсичных
веществ. На следующем этапе проводится ранжирование факторов по степени
их важности. Для этого определяется количественная связь между каждым
фактором и токсичностью вещества или веществ. Надо отметить, что чаще
всего отсутствует количественная связь между каждым фактором и
токсичностью вещества или веществ. В этом случае дается качественная оценка
важности таких факторов.

Завершающим этапом является разработка и выполнение мероприятий по
уменьшению содержания токсичных веществ на всех стадиях технологического
процесса производства стеклоизделий. Такой подход формирует целостное
представление об источниках токсичных веществ в стекольном производстве.

Опыт преподавания в университете показывает, что студенты легко
усваивают основные положения системного анализа. Не менее важным
является то, что системный анализ быстро развивает логическое мышление и
позволяет формировать целостное представление о любой проблеме.



1. Мельникова Л.И., Шведова В.В. Системный анализ при создании и освоении объектов
техники. – М.: ВНИИПИ, 1991. – 85 с.


2. Владимирский С.Р. Системотехника машиностроения. Методология и практические
приложения. – СПб: Питер, 1994. – 286 c.


3. Козлов Г.Ф., Остапчук Н.В., Щербатенко В.В. Системный анализ технологических
процессов на предприятиях пищевой промышленности. – К.: Технiка, 1997. – 200 с.


4. Абовский Н.П. Творчество в строительстве. Системный подход. – Красноярск:
Стройиздат, 1992. – 292 с.


5. Зайцев О.С. Общая химия. Направление и скорость химических процессов. Строение
вещества: Учебное пособие для студентов нехимических специальностей университетов.

– М.: Высшая школа, 1983. – 248 с.

Першоджерело - Збірник тез доповідей Міжнародної науково-практичної конференції - (PDF, 2,54 Мб)

Категорія: Гострі проблеми | Додав: NPO (29.08.2011) | Автор: Шарагов Василий Андреевич
Переглядів: 1374 | Теги: екологізація, МАМА-86, хімічні токсиканти, конференции, хімічна освіта, хімічна безпека | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
avatar