19:44 Криминализация экологической сферы в Запорожье | |
Криминализация экологической сферы в Запорожье05.07.2013 15:18 Категория: Местные новости Так, один из законов называется: «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно усовершенствования выведения земельных участков и изменения их целевого назначения». Между тем, по мнению заместителя председателя Национального экологического центра Украины Алексея Василюка, «этот закон фактически ликвидирует уникальность особо ценных земель: теперь можно менять назначение земель природно-заповедного фонда, лесного фонда, водоохранных территорий и т.п.» Другой закон, тоже о внесении «изменений», ликвидировал территориальные органы Минприроды (при том, что во всех других министерствах такие органы действуют). Василюк убежден, что это не просто утрата около шести десятков рабочих мест в каждой области. Дело в том, что все природоохранное законодательство до недавних пор реализовывалось именно через территориальные органы Минприроды. Например, каждый год все частные и государственные предприятия проходили там согласование своей деятельности, объемы выбросов, вырубки леса и т.д. Теперь территориальных органов Минприроды месяц как нет, а вместо них во многих регионах никаких специальных подразделений в составе облгосадминистраций не создано. Запорожская область в этом плане оказалась более последовательной, и такое подразделение у нас создано. Вместо Государственного управления экологии и природных ресурсов в Запорожской области Министерства охраны окружающей природной среды Украины с конца мая 2013 года его функции выполняет Департамент экологии и природных ресурсов Запорожской облгосадминистрации. Руководить им назначили человека, который до этого два года возглавлял главное управление Минприроды – Игоря Бройде. По сути, можно было бы решить, что произошла лишь смена вывески да переподчинение структуры – с министерства на местную госадминистрацию. На деле всё оказалось несколько иначе. Как стало известно «Горожанину-ИНФОРМ», в продолжение всего июня Департамент экологии и природных ресурсов безапелляционно возвращает на доработку разрешительные документы, которые туда на утверждение подают предприятия – точнее сертифицированные компании, которые по поручению промышленных предприятий готовят эти документы. О каких разрешениях речь? Прежде всего о разрешениях на выбросы, которые предприятия получают каждые 5 лет. За ними следуют лимиты на отходы, документальную подготовку которых промгиганты также поручают специализирующимся на этом компаниям – хотя, по закону, могут разработать и подать их на утверждение и сами. Причины, по которым Департамент экологии и природных ресурсов отклоняет документы, на подготовку которых уходит от 3 месяцев до полугода кропотливой работы, просты – это различные мелкие огрехи и недоработки. Комментируя ситуацию, компании-разработчики говорят, что раньше такие недочеты устранялись в рабочем порядке – в то время как выданное разрешение на выбросы (или те же лимиты на отходы) уже действовало. Сегодня Департамент демонстрирует невиданную доселе непримиримость. Причем, в устной форме сообщение о том, что разрешения не будут утверждены в срок, разработчики получили еще в конце мая, когда начали подавать очередные подготовленные ими документы. То есть сразу после вступления в силу поправок к закону, передавших функции госуправления Минприроды подчиненному местной администрации департаменту экологии. Теперь проанализируем, к каким последствиям может привести нынешнее положение дел. Предприятия без разрешений на выбросы и лимитов на отходы работать, по закону, не имеют права. Штрафы за работу без разрешений – для крупных заводов не преграда. Заплатить штраф дешевле, чем простаивать и получать убытки. Значит, имеет место искусственно созданный источник наполнения казны. Но есть и более жесткие санкции. За отсутствие разрешений экологическая прокуратура может остановить работу предприятия, опломбировав тот или иной производственный участок. И, надо полагать, самовольная распломбировка чревата уже более серьезными последствиями. Таким образом, налицо элементарная криминализация в сфере соблюдения экологического законодательства – подталкивающая предприятия либо к тому, чтобы нарушать закон и платить за это штрафы, либо идти к тому, у кого в руках сегодня короткий поводок, и договариваться. Чтобы понять о каких суммах идет речь, с одной стороны, нужно взять в расчет потери от вынужденного простоя, а с другой – суммы штрафов. Но есть еще и третья сторона, которая, возможно, вскрывает истинные мотивы нынешней несговорчивости департамента экологии. На малых предприятиях количество источников, на которые нужно получать разрешение на выбросы, обычно равняется десяти-двадцати единицам. На крупных предприятиях – это уже 200-300 источников. Стоимость подготовки разрешения на выбросы только для одного источника составляет в среднем 1800-2000 грн. Возьмем калькулятор и умножим эту цифру на количество предприятий и имеющихся у них источников. Получается совсем не тощий кусок пирога, который, возможно, кому-то приглянулся. И алгоритм получения этого куска пирога довольно прост. Ведь если сегодня отделы экономической безопасности промышленных предприятий начнут выставлять штрафы компаниям-разработчикам разрешительных документов – то некоторые из них завтра просто прекратят свою деятельность. А если учесть, что таких компаний в Запорожской области насчитывается немногим более десяти, то проредить этот строй кое-кому может быть очень выгодно. Остается добавить, что если прогнозировать возможную реакцию Департамента экологии и природных ресурсов Запорожской облгосадминистрации на данное сообщение, то она вполне предсказуема. В ход как всегда будет пущена одиозная пропаганда, которой сегодня страну досыта кормит партия власти - о борьбе за чистую окружающую среду, заботу о людях, и пр., пр. Но мало кто в Украине сегодня верит подобным речам. Мало верят им и запорожцы – хотя, чего уж там, воздух над областным центром действительно далек от идеального. | |
|
Всього коментарів: 0 | |