02:32
Виталий ШЕЛЕГЕДА: Все заинтересованные стороны должны тесно взаимодействовать

При составлении программ по экологическому образованию должно быть тесное взаимодействие государственных структур, общественности и бизнеса.

Об этом на состоявшемся в понедельник, 25 марта  2013 года, совместном заседании представителей промышленных предприятий, природоохранных государственных и негосударственных организаций говорил председатель Ассоциации «Экологическое образование» (АсЭкО) Виталий Шелегеда.

По его словам, подходы к методам и формам экологического образования со временем значительно изменились. На сегодняшний день традиционные концепции во всем мире пересмотрены в пользу экологического образования для устойчивого развития. Поэтому важно, чтобы все заинтересованные стороны, от которых зависит эффективность образовательного процесса, правильно понимали цели, задачи и стратегию экологического образования на современном этапе и согласованно действовали в этом направлении.

Видео ИВ «Вестник Мечты»

Напомним, что Круглый стол "Мы люди - пока есть природа" состоялся в Запорожском "Доме природы" и был организован общественной организацией УкрООП.  

Категорія: Новини Запоріжжя | Переглядів: 1302 | Додав: NPO | Теги: Виталий Шелегеда, Экообразование | Рейтинг: 5.0/2
Всього коментарів: 7
avatar
1
Виталий Иванович, концепция экологического образования для устойчивого развития действительно сегодня одна из самых признанных в цивилизованных странах. Однако, я думаю, чтобы идти вперед, учитывая глобальные экологические процессы, мы должны обращать внимание и на альтернативные точки зрения. Анализировать ситуацию комплексно, во всем её разнообразии. Важно мыслить перспективно и задаваться вопросом: какие мировоззренческие взгляды нужно прививать подрастающему поколению, чтобы завтрашние властители и пользователи этого мира смогли максимально безболезненно и конструктивно реагировать на неминуемые вызовы. Я имею ввиду проблемность сбалансированного развития в отношении возможности одновременного роста экономики и улучшения качества окружающей природной среды. Чтобы внести удовлетворительную ясность в этот тезис, предлагаю ознакомиться со статьей официального автора Мечты Виктора Постникова, которую я включил в юбилейный (№50) выпуск журнала "Вестник Мечты". У Вас есть этот журнал. А для пользователей сайта оставляю ссылку на страницу с электронной версией.
Читайте статью "Джанет М. Итон. - Что такое дегроус?"
http://rm.pp.net.ua/news/2013-02-28-561
avatar
2
Андрей, Виталий Иванович всё правильно говорил. За исключением самого термина: надо - "Образование ДЛЯ устойчивого развития". Впрочем, этот злосчастный предлог ПО у него, наверное, ещё с детства в голове засел :-))
Что же касается концепции "Образование для УР" - это действительно такая же фигня как и сама дефиниция УР. Это я тебе и Т.Столяренко уж много лет пытаюсь вталдычить - и бесполезно. Спасибо проф. В.Постникову - хоть он дело с мёртвой точки сдвинул.
Советская система экообразования была с сильным креном в обучение. Это я до сих пор практикую, как и В.Шелегеда. Наша концепция = сохранение природы через знание и понимание.
Западная же концепция = этическая, через воспитание и сочувствие.
Наша многолетняя практика со времён развитого брежневского социализма показала, что природоохрана через обучение = совершенно правильный подход. НО при условии, что само обучение правильное, а учителя - компетентные. Что применительно к огромной стране (да еще в эпоху застоя и далее - постперестроечной охлократии) НЕРЕАЛЬНО. Не говоря уж о всем мире, особенно Новом свете, где образование такое же ненавязчивое, как наш советский сервис.
Западная модель экообразования через воспитание и чувственное восприятие, получившая особое развитие в Северной Европе и США, для нас не подходит тем  более. В силу разной ментальности суперэтносов. Но и там - в америках с даниями и норвегиями успехи не такие уж феноменальные, какими мы их представляем. Общество, основанное на индивидуализме, в целом не может сохранить природу планеты.
Даже объединение этих двух подходов - через понимание и сочувствие - которое у нас в экокружке ОСЮТур ПОЛУЧИЛОСЬ не может достичь удовлетворительного результата В ПРИНЦИПЕ. Причина главная = в самой нашей человеческой цивилизации, развившейся ещё с палеолита по типу присваивающего хозяйстования. Нынешнее производительное хозяйствование = суть его разновидность, т.к. всё равно минеральные и биологические ресурсы продолжают присваиваться.
Выход только один = смена этической парадигмы человечества на экобиоцентризм с переходом цивилизации на экофильные рельсы. Что в существующих условиях нереально. Это МОЖЕТ произойти только через века, после быстрого нынешнего крушения и длительного периода возрождения. 
Так что ГЛАВНАЯ ЗАДАЧА экообразования и воспитания НЕ для устойчивого развития, а ДЛЯ СПАСЕНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА как разумного вида и строителя ноосферы - создание новой парадигмы = этики экобиоцентризма, внедрение её в умы и содействие преимущественному выживанию её носителей. А далее сработает популяционно-генетический закон (принцип) основателя. Этим активно занимаются в Украине и России В.Борейко, В.Постников,
С.Забелин, С.Мухачев и еще ряд людей, проф. Эмиль Шукуров в Киргизии, проф. Отто Кинне в Германии. Все, кроме В.Постникова = биологи.
avatar
3
Концепция УР существует только на бумаге!
Первые несколько лет после её провозглашения в Рио (1992) её действительно пытались КОЕ-ГДЕ (Голландия, Скандинавия, может, Германия - и всё!) реализовать, но быстро остыли. Даже Национальные планы действий (НПД) разработали даже далеко не везде - что ж говорить о практической реализации?
В Украине НПД нет (точнее, вместо НПД бумажка на 4 страницы). 
УР придумано для большого бизнеса и ТНК, но их уговорить даже на такое смехотворное подвижничество не удалось. А мир за 20 лет после Рио настолько изменился и углубился в катастрофу, что ни о каком фантастическом УР теперь даже говорить не приходится. Посмотри эволюцию Климатической конвенции с её Киотским протоколом. Лозунг теперь = "спасайся, кто может". Кстати, "поезд ушел" ещё ДО Рио-92.
avatar
4
Концепция УР существует только на бумаге! 

Нет, Анатолий, есть и вполне реализованный проект на общегосударственном уровне -  государство Бутан. Страна экологической гармонии. Только в этом экологическом раю вряд ли кто захочет жить из наших соотечественников, ну разве что анастасиевцы со своими родовыми поместьями.
Нейтральное описание здесь http://zyalt.livejournal.com/tag/%D0%91%D1%83%D1%82%D0%B0%D0%BD а аналитику - найду, тоже процитирую.
avatar
5
"Дело в том, что в Бутане уже почти 30 лет Западом проводится эксперимент по т.н. «устойчивому развитию» («экологическое равновесие»). Со времён парамасонского Римского клуба, Первый мир настойчиво талдычит, что «ресурсы планеты ограничены, и надо жить по средствам».

Это цитата: насколько "устойчивое развитие" - узкое или широкое понятие судить вам (я не в теме настолько глубоко) А источник данного обзора я таки нашел: http://ttolk.ru/?p=15813
avatar
6
Приглашаем на лекцию Кристин Валы Рагнарсдоттир (Профессор Института Устойчивого развития и Наук о Земле Исландии), которая будет посвящена текущему состоянию в мире и новым подходам в Устойчивом развитии. Особое внимание будет уделено новой экономической парадигме устойчивого развития, которая была предложена Бутаном на встрече ООН в 2012 году.
http://clicr.ru/event/show/id/244
Смотри, Анатолий: Бутан вовсе не самоизолят, а участник АКТИВНЫЙ! идеи "устойчивого развития в ООН"

а вот совсем свежее: http://latifundist.com/novosti....edeliya Бутан инициатор и впереди идущий концепции "органического земледелия"
avatar
7
Творческое предложение 
Анатолию Лёвину: раз так хорошо ориентируешься в РИО-процессе - давай вместе свояем статью о его сути, истории и реалиях Бутана, как воплощении идей "устойчивого развития"?
avatar