ЭКОНОМИКО-ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К РАЦИОНААЛЬНОМУ ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ВОДНО-БОЛОТНЫХ УГОДИЙ УКРАИНЫ Рубель О.Е.
Рубель О.Е.
Институт проблем рынка и экономико-экологических исследований НАН Украины

Водно-болотные угодья – ценные природные объекты, охрана и восстановление которых является чрезвычайно важной с экологической, экономической, хозяйственной, социальной и других точек зрения. Опасность возможных последствий деградации и потери водно-болотных угодий требует новых кардинальных подходов к формированию схем управления и использования их природно-ресурсного потенциала, экономической оценки интегрального ресурса водно-болотных угодий, реализации мер, связанных с обязательствами в рамках Рамсарской конвенции, участия в процессе формирования международной политики природопользования.
Целью формирования эффективного управления в сфере водно-болотных угодий (ВБУ) является достижение уровня комплексного использования их природно-ресурсного потенциала с условием сохранения и восстановления его полноты, как условия долгосрочного экономико-экологического и социально-экономического благосостояния [2].
Основными направлениями создания системы эффективного управления ВБУ являются:
формирование и развитие перечня водно-болотных угодий; развитие организационной системы; совершенствование нормативной базы в сфере водно-болотных угодий; трансграничное, международное сотрудничество;
эффективное региональное развитие, развитие стимулов эффективного использования ресурсов водно-болотных угодий; реализация инновационно-инвестиционных стратегий в сфере использования водно-болотных угодий;
улучшение научных, научно-практических знаний о водно-болотных угодьях и повышение роли науки в процессах эффективного ресурсопользования;
мониторинг в сфере управления ресурсами водно-болотных угодий; экономико-экологическое прогнозирование трансформаций природно-ресурсного потенциала водно-болотных угодий;
разработка и реализация мер по увеличению объемов поглощения водно-болотными угодьями парниковых газов; развитие системы образования в сфере природопользования, связанного с водно-болотными угодьями;
повышение общественного осознания роли водно-болотных угодий; содействие привлечению негосударственных организаций и местных общин к решению вопросов рационального использования водно-болотных угодий;
применение биосферных подходов для формирования экономико-экологической политики [3].
Одним из действенных механизмов эффективного использования ресурсов ВБУ является внедрение платы за экосистемные услуги в условиях комплексного управления ресурсами водно-болотных угодий.
В этом контексте крайне интересными являются предложения совещания сторон конвенции по охране и использованию трансграничных водотоков и международных озер. Второе совещание Рабочей группы по комплексному управлению водными ресурсами в Женеве, 26–27 июня 2006 года рассмотрело концепцию платы за экосистемные услуги в условиях комплексного управления водными ресурсами и предложило проект Правил Европейской Экономической Комиссии (ЕЭК), касающихся платы за экосистемные услуги в контексте комплексного управления водными ресурсами (далее Правила) [1].
Остановимся в настоящей работе более подробно на анализе их положений:
Экосистемы обеспечивают целый ряд услуг, которые имеют основополагающее значение для надлежащего функционирования окружающей среды и экономического и социального развития. Хотя спрос на эти услуги, в том числе на обеспечение наличия чистой пресной воды, постоянно растет, способность экосистем обеспечивать такие услуги ухудшается в результате постоянно усиливающейся деградации, что снижает перспективы устойчивого развития. Это обусловлено многими причинами (например, экономическим ростом, демографическими изменениями). Немаловажное значение имеет и тот факт, что ценность таких экологических услуг зачастую не определена и в процесс принятия решений она не включается. В таких решениях предпочтение отдается инвестициям скорее в водохозяйственные объекты (например, в строительство дамб для борьбы с наводнениями или в установки фильтрационных устройств на станциях водоподготовки), нежели в улучшение способности связанных с водой экосистем по смягчению последствий наводнений и очистки воды [1].
В течение последних десятилетий в водохозяйственной деятельности стал все более применяться экосистемный подход, распространяющийся, в частности, на внутренние водные ресурсы, водно-болотные угодья, речные поймы, экосистемы суши, связанную с ними флору и фауну, а также среду обитания и людей. В регионе ЕЭК ООН руководящие принципы экосистемного подхода к водохозяйственной деятельности (ЕЭК ООН, 1993) пропагандируют мысль о том, что водными ресурсами нельзя управлять в отрыве от других экосистемных компонентов.
Экосистемный подход четко прослеживается в Конвенции ЕЭК ООН по охране и использованию трансграничных водотоков и международных озер 1992 года. На своем третьем совещании (Мадрид, ноябрь 2003 года) Стороны приняли решение включить в план работы на 2004-2006 годы проведение двух семинаров по экосистемному подходу к водохозяйственной деятельности: первый – о роли экосистем как источников воды (Женева, 13-14 декабря 2004 г.) и второй – об экологических услугах и финансировании охраны и устойчивого использования экосистем (Женева, 10-11 октября 2005 года) [1, 5].
В последние годы получили признание новаторские финансовые механизмы, системы платы за экосистемные услуги (ПЭУ), которые рассматриваются в качестве одного из ключевых способов устранения нарушений природоохранной деятельности. В случае существенных экологических проблем в условиях ограниченных финансовых ресурсов ПЭУ могут стать источником дополнительных альтернативных ресурсов, дать возможность переключить использование средств на экологически безопасные методы управления и обеспечения устойчивой структуры производства, создать стимулы для инвестиций и привлечь частный сектор к работе по охране окружающей среды [4].
Плата за экосистемные услуги (ПЭУ) может стать полезным экологическим, эффективным экономическим и приемлемым с социальной точки зрения средством осуществления комплексного управления водными ресурсами.
Основная цель Правил платы за экосистемные услуги в условиях комплексного управления водными ресурсами – обеспечить руководство в вопросах создания и использования механизма платы за экосистемные услуги посредством содействия охране, восстановлению и устойчивому использованию связанных с водой экосистем на всех уровнях – от местного до трансграничного.
Развитие положений Правил предполагает уточнение тезауруса ПЭУ. В соответствии с пониманием Рабочей группы по комплексному управлению водными ресурсами категория «Экосистемы, связанные с водой» означает экосистемы, такие как леса, водно-болотные угодья, пастбища и сельскохозяйственные земли, которые выполняют жизненно важную роль в гидрологическом цикле посредством обеспечиваемых ими услуг. «Экосистемные услуги» означают выгоды, которые получают люди от экосистем. Они включают обеспечивающие услуги, такие как продовольствие, обеспечение водой, лесоматериалами и волокнистыми материалами. Выделяют регулирующие услуги которые влияющие на климат, наводнения, болезни, отходы и качество воды; культурные услуги, которые обеспечивают удовлетворение рекреационных, эстетических и духовных потребностей; и поддерживающие услуги, такие как почвообразование, фотосинтез и круговорот питательных веществ [1].
В том или ином речном бассейне различные виды использования воды могут носить конкурентный характер или даже вступать в противоречие друг с другом, создавая, тем самым, проблемы управления, особенно в том случае, когда воды недостаточно и/или ее качество ухудшается. Для понимания того, каким образом могут обостриться проблемы водопользования в будущем, важно знать характер экономического развития. Примеры проблем, связанных с водопользованием, включают конкурирующие виды использования воды в пределах той или иной страны (например, хозяйственно-питьевая вода, вода для промышленных целей, вода для орошения и вода для поддержания функций экосистем) и различные интересы прибрежных стран, расположенных вверх и вниз по течению (например, по производству гидроэлектроэнергии в стране, расположенной вверх по течению, и использование воды для орошения или навигации в стране, расположенной вниз по течению).
Для решения этих проблем, связанных с управлением водными ресурсами, могут оказаться полезными существующие экосистемные услуги или мероприятия по повышению их потенциала. Экосистемные услуги, связанные с количеством воды, такие как защита от наводнений и водорегулирование (стоки, инфильтрация, удержание и накопление) можно обеспечить с помощью лесонасаждений, применения сберегающих методов сельскохозяйственной деятельности и восстановления пойменных площадей. Услуги, связанные с качеством воды, такие как снижение загрязнения водных ресурсов, обеспечиваются посредством экстенсивного землепользования (в сельскохозяйственных целях), комплексной борьбы с вредителями сельского хозяйства; введения квот на загрязнение и преобразования или восстановления природного растительного покрова. Другие услуги, связанные с качеством воды, например услуги по очистке воды, можно обеспечить посредством восстановления или создания водно-болотных угодий [1, 3].
Для проведения экономического анализа экосистемных услуг, связанных с водой Правилами рекомендуется: После определения экосистемных услуг, которые могут позволить решить существующие или будущие проблемы, связанные с водопользованием, следующий шаг заключается в количественном определении ценности изменения определенных таким образом экосистемных услуг, то есть во взвешивании совокупных чистых выгод, обусловленных реализацией конкретных сценариев (например, перевод сельскохозяйственных угодий под пастбища или облесение).
Для определения ценности могут быть использованы различные экономико-экологические методы [2, 3, 4], однако неопределенности вокруг результатов оценки могут быть существенными, что предполагает необходимость применения в процессе принятия решения соответствующего подхода, основанного на принципе «предосторожности» (например, установление безопасного минимального стандарта) [1].
Ценность многих экосистемных услуг, связанных с водой, можно зачастую определить только с помощью косвенных методов оценки, поскольку они не являются объектом сбыта на фактических рынках.
Сопоставление чистых выгод, связанных сохранением существующего положения, с чистыми выгодами, связанными с реализацией альтернативных сценариев использования экосистем, обеспечивает основу, которая позволяет принять решение по поводу целесообразности осуществления какого-либо из сценариев. Как правило, такое решение необходимо принимать в том случае, когда изменение чистых выгод, определенных с учетом принципа предосторожности, носит позитивный и достаточно масштабный характер.
Важно определить, кто получит выгоду от изменения экосистемных услуг и кто будет нести издержки, каким образом будут распределяться издержки и выгоды между различными заинтересованными сторонами (стейкхолдерами, бенефициариями), которые пользуются различными экосистемными услугами. Это позволит в то же время решить вопрос финансирования экосистемных проектов и определить необходимость выплаты компенсации тем группам, у которых доступ к природным ресурсам или экосистемным услугам, связанным с водой, будет ограничен.
Подходы рекомендуемые Правилами вполне соотносятся с теориями экологической экономики, экономико-экологической теорией [3], имплементация ее принципов может быть осуществлена на методологической базе разработанной в Украине [5].
Формирование эффективной экономико-экологической политики в сфере устойчивого использования интегрального природно-ресурсного потенциала водно-болотных угодий должно базироваться на понимании системы управление ресурсами водно-болотных угодий как единой экономико-экологической системы, на инновационных принципах управления природопользованием, которые должны быть реализованы по всем направлениям формирующихся национальных и международных стратегий, включая механизмы платы за экосистемные услуги.
Литература
1. Плата за экосистемные услуги в условиях комплексного управления природными ресурсами./ Рабочая группа по комплексному управлению водными ресурсами. Второе совещание. Женева, 26–27 июня 2006 года /Европейская Экономическая коммисия.// ECE/MP.WAT/WG.1/2006/3, 6 June 2006.
2. Рубель О.Е. Формирование региональной политики использования природно-ресурсного потенциала экотуризма в зонах водно-болотных угодий. // Научный вестник аграрной науки Причерноморья. Николаевская государственная аграрная академия. В 2-х т. Т.2 — Николаев, 2001. — С. 322-327.
3. Рубель О.Е. Эколого-экономические проблемы устойчивого использования природно-ресурсного потенциала водно-болотных угодий Украинского Придунавья // Экономические инновации. Вып. 10: Тенденции глобализации и регионализации социально-экономического развития (экономические трансформации экономика и экология). Сборник науч. работ. — Одесса: Институт проблем рынка и экономико-экологических исследований НАН Украины, 2001. — С. 265-271.
4. Рубель О.Е. Экономико-экологические механизмы рационального использования ресурсов водно-болотных угодий Днестра // «Эколого-экономические проблемы Днестра» V міжнародна науково-практична конференція (4-6 жовтня 2006 р.)  відп. Ред. В.М. Небрат  Одеса: Інноваційно-інформаційний центр «ІНВАЦ», 2006.  С. 91-92.
5. Управління водно-болотними угіддями міжнародного значення (Методичні рекомендації до планування і впровадження). Київ, 2005  194 с.


Категорія: Вихід з кризи | Додав: NPO (26.03.2008) | Автор: Рубель О.Е.
Переглядів: 4382 | Рейтинг: 5.0/1
Всього коментарів: 0
avatar