Экологическое просвещение и международный опыт. Андрей ЕЛЬКИН
Насколько участие в международном семинаре могло бы быть полезным школьному учителю экологии и химии? Насколько важно учитывать в контексте учебной программы по экологии Родного края (с этого года включенную в вариативную часть с 1 по 11 класс) ту информацию, которая прозвучала на данном семинаре? Главная содержательная линия в работе форума заключалась в применение принципа партнёрства в решении существующих экологических проблем. Организаторы стремились донести мысль о необходимости конструктивного взаимодействия всех заинтересованных сторон, о согласованном понимании истинных проблем и оптимальных путях их решения. Зададимся вопросом: следует ли знакомить наших учеников с современным мировым экологическим опытом, да ещё и на местном (актуальном для каждого Запорожца) материале? Выяснилось, что в мире накоплен ценный инновационный опыт, который целесообразно было бы использовать Украинским экологам. О. Турос – эксперт проекта Всемирного банка, директор Центра медико-экологических проблем и оценок риска, г. Киев – дала исчерпывающую информацию о результатах оценки риска для здоровья населения от промышленных загрязнений атмосферного воздуха в Запорожье. Здесь же состоялась презентация проектных предложений Агентства охраны окружающей природной среды Англии и Уэльса Яна Паркера и Яна Дейви. Информация касалась современного регулирования работы Агентства с промышленностью и бизнесом. Об экологическом ранжировании (рейтинговании) и о программе раскрытия экологической информации, её использовании докладывал Хуа Ванг – старший экономист охраны природы и инфраструктуры из группы исследований вопросов развития Всемирного банка. Стивен Сайкс, менеджер программы услуг экологического бизнеса Groundwork UK продемонстрировал презентацию «Бизнес и природная среда». С 2006 г. Экологические аспекты стали обязательной составной частью учебного плана в школах Запорожья. Экологическое образование отныне – это система знаний об окружающей среде (природа – источник знания), получаемых при непосредственном изучении природы внутри природы (природа – лаборатория) и для природы (формирование правильной оценки своих действий). Кроме того, экологическое образование в идеале должно реализоваться через все предметы школьного курса. Главное – осознать взаимосвязь экономики и экологии; научить людей с детского возраста охранять окружающую среду, сформировать у них устойчивые навыки ответственного поведения в природной среде. В этом смысле содержание экологического образования (предусмотренного Запорожскими учебными программами) и содержание прошедшего семинара Всемирного банка можно рассматривать как совпадающие и способствующие раскрытию основных аспектов познания природы: Раскрывать зависимость человечества от окружающей среды; Вырабатывать у каждого человека ответственность за состояние окружающей среды; Адекватно оценивать результаты воздействия человеческой деятельности на природу. Экологически ориентированное образование целесообразно в воспитательном отношении, так как обеспечивает правильное поведение людей по отношению к природе, устранение деструктивных результатов деятельности человека, формирует чувство гражданской ответственности каждого члена общества, за то, что останется грядущим поколениям. Зарубежный опыт, представленный на семинаре, в этом смысле был интересен ролью неправительственных общественных организаций в процессе влияния на промышленную экологию. Активность так называемого третьего сектора призвана сыграть решающую роль в приведении цивилизованного отношения к окружающей среде всех носителей антропогенного фактора. В кулуарных беседах с нашими английскими коллегами мы выяснили, что в Англии вне школы организовано неформальное экологическое образование, с участием большинства населения на правах добровольческого движения. Множество небольших общественных организаций объединяются и создают добровольную благотворительную организацию. Благотворительная деятельность этих организаций разнообразна. Один из аспектов её полезного влияния – экологическое просвещение населения, организация его участия в выполнении национальных экологических программ. Для учителей ЗУВК № 19 города Запорожья данный опыт интересен тем, что ещё в 2002 году нами была создана общественная организация «Республика Мечта», перед которой были отчётливо поставлены природоохранные задачи. Здесь поле нашей деятельности совпало: привлечь население к практическому выполнению экологических программ и добиться позитивного изменения поведения людей по отношению к природе. Вспоминаются многочисленные акции, которые мы провели в нашем микрорайоне на базе учебно-воспитательного комплекса № 19. Это – ежегодные экологические марафоны, предусматривающие разнообразные нестандартные мероприятия, направленные на вовлечение детей и их родителей в активную эколого-преобразующую деятельность. Это – выставка фоторабот городского масштаба: «Красота и боль Запорожья», которую любезно предоставили нам для экспонирования центр «Хорс». Это и проект «Школа без курения», который был инициирован общественной экологической ассоциацией «Зелёное движение Запорожья», и был презентован как стартовое мероприятие целого общегородского движения. Обо всех наших проектах и начинаниях можно подробно почитать на школьном сайте, рейтинг которого постоянно растёт. Знакомясь с опытом экологов Великобритании, мы всё больше убеждались, что наши собственные старания в принципе мало чем отличаются от передовых западных наработок. Но, следует больше обмениваться мнениями, делиться самым ценным, самым эффективным. Необходимо признать, что имеющийся мировой опыт может сократить путь следования к тому результату, о котором мечтает каждый неравнодушный эколог: учитель химии и биологии. В Англии охват населения благотворительными программами бывает настолько широким, что выливается в общественные кампании, которые заставляют правительство принимать определённые меры для улучшения состояния окружающей природной среды. Добровольческие организации нашли свою нишу в общественной жизни. Они имеют налаженные ассоциативные связи, независимы от партий, могут проводить кампании «за» и «против», меняют свою тактику и формы деятельности, что доказывает их оперативность и мобильность. Финансирование происходит за счёт спонсоров. Именно они дают средства на разнообразные образовательные и другие социальные программы. Между добровольческими обществами и организациями существуют конкурентные отношения: они борются за получение грантов от промышленности. Национальные экологические проекты Великобритании Формирование экологических знаний и умений школьников содействуют центры полевых исследований. Примерами таких проектов могут быть: «Берегите реки», «Экология города», «Кислотные дожди», «Озон» и др. Учащиеся ведут разнообразные длительные наблюдения, например: за дождями и с учётом направления ветра, наносят данные на координационную сетку. В сельской местности они изучают содержание озона в приземном слое, наблюдая за ростом и развитием чувствительным к озону растений (например, разные сорта табака) и проводя биометрические наблюдения. Такие проекты осуществляются, как правило, за 2-3 года. Многочисленные проекты с участием общественности охватывают широкую программу: Уровень шума на улицах и в квартирах; Сбор мусора и бытовых отходов; Озеленение населённых пунктов; Переработка отходов; Сохранение энергии. Выполнение таких программ развивает деловую активность людей разного возраста. Выполнение каждого проекта показывает, как много может сделать каждый человек для улучшения состояния окружающей среды. Личностно-ориентированное экологическое образование в Великобритании Основа личностного аспекта экологического образования – деятельность человека, стремящегося осознать и сделать экологически целесообразным своё влияние на природу в различных видах бытовой и хозяйственной деятельности. Для достижения этих целей человек должен усвоить разумный алгоритм деятельности: размышление и обдумывание – планирование действий – предварительное рецензирование – целесообразная деятельность – анализ результатов – критическая оценка своих действий. В проектах учитывают cемь основных положений: 1. Наше воздействие на природу, отходы семейного хозяйства, сбор отходов, рассмотрение возможных производственных циклов их переработки и утилизации, возможность осуществления возможного рецикла. 2. Кислотные дожди; как проводить измерения: измерить рН молока, сока лимона, раствора уксуса, раствора соды, провести двухнедельные наблюдения за рН дождевой воды, выполняя предписанные правила. 3. Божьи коровки и шмели как биоинйикаторы окружающей среды: классификационные морфологические признаки божьих коровок и шмелей, описание их жизненных циклов; выращивание цветов и наблюдение за посещением насекомыми растений, которые их привлекают. 4. Наблюдение за совами: описание видов сов, в том числе исчезающих; где и в каких условиях их видят люди? Выяснение причин исчезновения. 5. Приземной озон: наблюдение вегетативного цикла двух видов табака или редиса, один из которых чувствителен к повышенной концентрации озона, другой - устойчив; фиксация признаков повреждения повышенных концентраций озона. 6. Экология города. Школьникам (в том числе и населению) выдаются компьютеризированные отчётные листы, в которые надо занести 26 различных наблюдений и измерений, например: где Вы живёте (в городе или сельской местности)? Есть ли возле вас заброшенная земля? Какие тротуары, деревья? Какая растительность на Вашей улице? Как обустроены места для сбора отходов? Отвечают ли они санитарным нормам? Шумно ли возле Вашего дома? И др. Важно вовлечь людей не только в сбор информации, но и в активную деятельность по облагораживанию экологической обстановки конкретного микрорайона города. Выполнение этих программ и есть основа процесса самообразования, в ходе которого у человека вырабатывается определённый стиль поведения, способствующий формированию экологического мышления и усвоению экологической культуры: что я могу сделать, чтобы уменьшить влияние экологически неблагоприятного фактора? Кто может мне помочь? Как и когда я могу оценить результаты своих действий? Каковы могут быть результаты моих действий, если их предпринять в масштабах государства, планеты? Пришкольные участки – экологические лаборатории для школьников Великобритании Для экологического просвещения детей и населения широко используются пришкольные участки. Дети, родители и учителя объединяются для совместной деятельности в системе экологического образования и создают природные участки – лаборатории на территории школы или вблизи неё. На этих участках располагаются модельные экосистемы: естественный цветочный луг, пруд с необходимым набором беспозвоночных и позвоночных обитателей, болото и др., которые становятся объектом изучения соответствующих разделов программы. Создание учебных экосистем часто служит темой экзаменационных работ старшеклассников, которые акцентируют своё внимание на условиях устойчивого существовании экосистемы, охране и изучении видового состава её постоянных обитателей. Для активизации деятельности учителей по приданию пришкольным участкам статуса экологической лаборатории проводится изучение опыта школ. Этому способствует организация целевых обсуждений среди учителей. Перечень вопросов таких обсуждений может быть таким: 1. Используется ли участок как средство экологического обучения детей и каким образом? 2. Привлекает ли Вас создание экосистем (пруд, лужайка, цветник) на территории Вашего участка? 3. Можно ли созданные экосистемы использовать в обучении школьников? 4. Как развить и реализовать идею создания вблизи школы модельных природных экосистем и привлечь к их созданию учителей, школьников, родителей? 5. Есть ли план поддержания состояния экосистемы на Вашем пришкольном участке и вблизи школы? 6. Где Вы добываете финансы и необходимый строительный материал? 7. Возникнут ли у Вас трудности в связи с необходимостью видоизменения участка и превращения его в экологическую лабораторию? 8. Что станет с участком, если Вы покинете школу? Согласитесь, что подробный целевой опрос настроит учителей на конкретные действия. При активной помощи специально организованных центров преобразование пришкольного участка не будет такой уж сложной проблемой. Вся деятельность, описанная ранее, способствует формированию умения проводить исследования, общаться, принимать решения, правильно оценивать состояние окружающей среды и сознательно относиться к анализу получаемой информации о реальных экологических проблемах. При этом должное значение придаётся формированию адекватной общественной реакции на экологию своей местности, на изменения происходящие в окружающей среде, поиску и принятию решений, анализу и оценке собственных действий. | |
| |
Переглядів: 4072 | Коментарі: 3 | |
Всього коментарів: 2 | |
| |