Информационно-аналитическая основа для разработки ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ СТРАТЕГИИ УКРАИНЫ. Владимир ЕСИП

Разговор об экологической стратегии государства в отрыве от экономической стратегии может быть отнесен к разряду схоластических диспутов о конструкции царства Божьего. Пока правительство не осознает, что независимое государство может быть только в единственном случае – когда правительство прежде всего заботится о защите отечественного производителя, отечественного потребителя, без развития экономики, не может быть речи о здравой экологической программе. Кто может заставить правительство повернуться лицом к собственному народу? Только общественность, громада. Нынешние партии, все без исключения, продемонстрировали полнейшую неспособность к консенсусу, неспособность интересы общества поставить выше узко партийных интересов, а точнее – найти свои интересы именно в осуществлении интересов общества, народа. В этом и заключается печальная специфика Украины – отсутствие партии, способной сформулировать просто и разумно НАЦИОНАЛЬНУЮ ИДЕЮ.

Теоретики создания гражданского общества уже определили достаточно чётко: устойчивое развитие общества возможно только при условии тесного взаимодействия трёх основных составляющих общества – власти, общественности (громады) и бизнеса. Сегодня во власть пришли (а точнее из власти так и не ушли) питомцы тоталитарной державы, развалившие ту державу и посему не имеющие навыка строительства этой. Отсутствие рационального мышления не позволяет властным структурам искать специалистов, привлекать специалистов (сложилось превратное представление о специалисте, как человеке с дипломом; а многие, если не большинство из них (властьимущих, властьпредержащих) получили дипломы достаточно легко в силу принадлежности к властным структурам – поэтому они просто неспособны понять и оценить Специалиста), поэтому-то их планы и программы откровенно схоластичны, чтоб не сказать хуже.

Общественные организации – лицо громады, это те институции, которые выжили в условиях тоталитаризма, это инструменты общества, имеющие определённую практику участия в планировании, это, в конце концов, просто организованная часть общества. Но опять таки мнение громады, общества только тогда разумно, когда оно базируется на чётком заключении Специалистов. И ещё – когда планы и программы, выношенные обществом, поддерживаются деловыми людьми, бизнесом.

А вот настоящий учёный, настоящий специалист, особенно в нашей стране, добровольно в общественную организацию не пойдёт – человек, оторвавшийся от своего дела, теряет и как учёный, и как специалист, потому что Учёным или Специалистом можно стать только постоянно, беспрерывно совершенствуя своё мастерство, свою квалификацию. Почему заметными общественными деятелями становятся учёные, специалисты только в преклонном возрасте? Потому что накопленный жизненный опыт компенсирует недостаток сил и облегчает отрыв от постоянного дела, а опыт становится достоянием общества, усиливая это общество. Настоящий учёный или специалист редко идёт и в бизнес. Чрезвычайно сложная политическая и экономическая ситуация требует полной отдачи в бизнесе, не позволяя совершенствоваться как специалисту, как учёному. Поэтому и уезжают десятки тысяч наиболее выдающихся учёных, специалистов, квалифицированных рабочих, в те страны, где они смогут найти  приложение своим профессиональным качествам.  Поэтому сегодня важнейшая задача и разумных элементов власти, и предусмотрительных бизнесменов, и общественных организаций – выявление (а это, поверьте, очень не просто!), привлечение и организация высококвалифицированных специалистов.

Думаю, что общественные организации имеют больше всего возможность привлекать Специалистов, их пропагандировать, «засвечивать» в обществе, выдвигать в органы власти, координировать свои действия с бизнесом, с идеями этих самых специалистов, способствуя и развитию бизнеса – основы свершения любых программ, в том числе и экологических. Это вот и есть первый элемент Экологической стратегии Украины.

Главная цель экологической стратегии государства – здоровое население в здоровой среде обитания. Сегодня экологическая стратегия должна строиться исходя из состояния здоровья населения. Вот некоторые данные о здоровье населения Луганской области (см.Приложение 1,2). Основные причины повышенной смертности – болезни системы кровообращения, болезни органов пищеварения, злокачественные новообразования. Показатели не могут не заставить  ужаснуться нормального человека – страна ускоренно вымирает. Значит, экологическая политика должна строиться исходя из необходимости срочного оздоровления человека и срочного оздоровления окружающей среды (по-украински звучит намного красивее – «довкілля»).

Приоритет первый – оздоровление человека. Необходима Государственная Программа оздоровления населения. В каждом регионе свои источники поражения человеческого организма, соответственно и своя специфика заболеваний. Например, в г.Рубежное Луганской области на сегодняшний день находится 450 ВИЧ-инфицированных из зарегистрированных в области 1000.  Причина: накопившиеся диоксины, ослабившие иммунную систему рубежан. Соответственно, меры и мероприятия определяются этой спецификой.  Непременным атрибутом восстановления здоровья население является обеспечение взрослого населения стабильной работой и достойной зарплатой. Без нормального питания и возможности приобретения медицинских препаратов об оздоровлении населения говорить просто кощунственно.

Приоритет второй – оздоровление окружающей природы. Без устранения источника заболеваемости, а это прежде всего техногенное нарушения рекреационной способности  среды, существенно снизить заболеваемость не удастся. Значит, задача снова имеет несколько направлений:

1)ликвидация последствий загрязнения среды, т.е.

- переработка или обезвреживание химических отходов; естественно, предпочтительней  переработка – экономичнее; и только в том случае, когда переработка невозможна, тогда применяется обезвреживание. Рекламированное некоторыми экологическими центрами сжигание органических ядохимикатов, конечно же, самый универсальный метод, но в то же время – это самый дорогой (убыточный) и опасный метод, требующий сложного дорогого оборудования (фирма Байер использует циркониевую установку стоимостью 50 млн.долл.), требующий значительных затрат энергоносителей. Предпочтительней по многим показателям, например, термический пиролиз;

- использование терриконов и отвалов углеобогатительных фабрик для получения редких, редкоземельных металлов, поскольку их содержание в этих отвалах приближается к содержанию в природных рудах. Это улучшает состояние природной среды, даёт работу населению закрываемых шахт, даёт прибыльную продукцию. В конечном итоге, освобождает  территории, которые после соответствующего культивирования возвращаются в природный продуктооборот;

- очистка водных источников: это очистка открытых водоёмов и рек (например, в Северском Донце только на отрезке от Рубежного до Лисичанска накопилось более 250 тыс.м куб. химических отложений – естественно, отравляются флора и фауна, отравляются люди, использующие речную воду для питья). Сложнее с загрязнёнными подземными горизонтами – водозаборы вблизи крупных химических производств необратимо загрязнены, здесь качество питьевой воды может быть обеспечено только очисткой. Наиболее универсальный и экономичный способ – очистка с помощью активированного угля. Производство бытовых фильтров типа «Родничок» может стать чрезвычайно прибыльным делом;

2)радиационная опасность: строительство саркофага на Чернобыльской АС вероятно тогда было единственно возможным способом приостановить радиационное заражение среды. А вот дальше, к сожалению, укрепление саркофага стало политической картой, разыгрываемой для давления на фонды и банки с целью получения средств, расходование которых чаще всего не контролируется. Считаю, что сразу же после строительства саркофага следовало приступить к созданию буровых конструкций для разборки центральной части реактора. Это позволило бы часть ядерного топлива использовать по назначению, а не для бессмыленного разложения. А главное, предотвращена была бы опасность повторных выбросов радиоактивных веществ в результате разрушения саркофага, то ли в результате теракта, то ли в результате просто естественного разрушения, то ли в результате тектонических процессов. А возможное проседание активной части реактора может на века загадить подземные водные горизонты и дать выход радиоактивным веществам в совершенно неожиданных местах. Не исключаю возможность ядерного взрыва в результате уплотнения реактора при тектонических сдвигах;

3)разработка малоотходных и безотходных технологических процессов, комплексных процессов, предусматривающих максимальное использование сырья и отходов. Только таким способом обеспечивается будущее химической промышленности, любой другой путь неизбежно приведёт к дальнейшему накоплению отходов. Работы по комплексному использованию сырья и созданию безотходных процессов интенсивно велись Институтом Химической Технологии и Промышленной Экологии. Однако, как и полсотни других отраслевых институтов, ИХТПЭ в 2000 г. был практически ликвидирован.

Значит, первейшая задача для обеспечения будущей возможной жизни на территории Украины (сегодня идёт интенсивное вымирание!) – восстановление отраслевых институтов, создание государственных отраслевых лабораторий по важнейшим направлениям. Возврат в отраслевые институты опытных учёных, уволенных по Закону Украины о содействии развитию науки (?!!!). Без этого ни обезвреживание накопившихся отходов, ни разработка безотходных технологий просто не возможны.

 

К.т.н., доцент,

Изобретатель СССР                               Владимир Есип 

Категорія: Вихід з кризи | Додав: NPO (20.01.2010) | Автор: Владимир ЕСИП
Переглядів: 1428 | Коментарі: 1 | Рейтинг: 5.0/1
Всього коментарів: 1
avatar
1
Рада приветствовать единомышленника!
Успехов всем нам в осуществлении намеченных планов во благо Украины и Земли!
avatar