ИЗ ОПЫТА ЭКОЛОГИЗАЦИИ КУРСА ПРИКЛАДНОЙ ХИМИИ В СИСТЕМЕ ВУЗОВСКОЙ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЕЙ ХИМИИ
Левандовская Тамара Владимировна, доцент

Коннова Юлия Викторовна, ассистент

Поморский государственный университет имени М.В. Ломоносова,
г. Архангельск, Россия

Как следует из проекта примерной программы по химии для 8–9 классов
(М.: Просвещение, 2010), изучение химии в рамках основного общего
образования призвано обеспечить:

. формирование системы химических знаний как компонента
естественнонаучной картины мира;


. развитие личности обучающихся, их интеллектуальное и нравственное
совершенствование, формирование у них гуманистических отношений и
экологически целесообразного поведения в быту и трудовой деятельности;


. выработку понимания общественной потребности в развитии химии, а также
формирование отношения к химии как к возможной области будущей
практической деятельности;


. формирование умений безопасного обращения с веществами,
используемыми в повседневной жизни.


В подготовке будущих учителей к решению выделенных нами задач
важную роль играет курс прикладной химии. Базируясь на знаниях,
полученных студентами при изучении не только химических дисциплин, но и
математики, физики, биологии, этот курс является по существу
интегрированным и имеет культурологическую и экологическую
направленность. Системообразующим фактором является человек,
рассматриваемый сквозь призму антропогенной деятельности. Это
способствует повышению уровня химической грамотности студентов и
пониманию ответственного отношения человека к природе, а в конечном счете
решению глобальной проблемы – выхода из экологического кризиса и
перехода к устойчивому развитию общества.

В Поморском государственном университете им. М.В. Ломоносова
разработана и реализуется программа курса прикладной химии, основной
акцент в которой делается именно на формировании у студентов
экологического сознания. Так, основные химические производства
рассматриваются в первую очередь с точки зрения их воздействия на
окружающую среду. В этом разделе мы обращаем внимание на такие моменты,
как наличие или отсутствие замкнутых технологических схем, циклы по воде и
энергии, уровень автоматизации, возможность улавливания газопылевых
выбросов и очистка сточных вод. В отдельный блок выделены производства
Архангельской области: целлюлозно-бумажное, гидролизное, лесохимические,
переработка водорослей. Дело не только в том, что большинство студентов,
скорее всего, получит работу в пределах области. Важнее то, что состояние
окружающей среды в городах и районах интересует всех жителей, и студенты





не составляют исключения. Следовательно, легче вовлечь их в активную
познавательную деятельность. В частности, на местном материале нами
составлены расчетные задачи, неизменно вызывающие интерес студентов,
например: «Архангельская ТЭЦ сжигает в среднем 1500 т мазута в сутки.
Содержание серы в мазуте 1,7–2,3%. Годовой выброс диоксида серы в
атмосферу города составлял в разные годы 28–33 тыс. т. Каков вклад ТЭЦ в
загрязнение воздуха этим веществом?» Решение этой задачи приводит
студентов к выводу, что вопреки мнению обывателей именно ТЭЦ, а не ЦБК,
является самым экологически грязным предприятием Архангельска.
Использование таких задач в учебном процессе позволяет сделать
теоретический материал более аргументированным и жизненным.

Отдельно рассматривается раздел «Вода, сырье и топливо для химической
промышленности». В нем идет речь не только о комплексном использовании
природных ресурсов, о наиболее экологичных способах водоподготовки,
обогащения сырья, сжигания топлива, но и о необходимости перехода от
невозобновляемых ресурсов к возобновляемым. Так, в качестве перспективного
сырья для получения целого ряда ароматических веществ, рассматриваются
лигнины, являющиеся крупнотоннажными отходами целлюлозно-бумажного и
гидролизного производств, а в качестве дешевого и экологически чистого
топлива – биогаз, получаемый при метановом брожении органических отходов.
Особо подчеркивается, что в обоих случаях не только экономится
невозобновляемое органическое сырье, но и резко снижается площадь свалок и
выброс с этих свалок метана и других загрязнителей.

Крайне важным для формирования осознанного подхода к выбору и
использованию продукции бытовой химии является раздел «Химия в быту». В
нем рассматриваются с потребительской и экологической точки зрения лаки и
краски, текстильные красители, моющие и чистящие средства, отбеливатели, а
также наиболее часто встречающиеся полимерные материалы.

Не менее важным мы считаем раздел «Химия и пища». В него входят
такие темы, как химические аспекты производства муки и хлеба, чая, вина, а
также применяемые в промышленности методы анализа пищевых веществ.
Здесь же рассматриваются вопросы, касающиеся применения пищевых
добавок. Трудно назвать другую тему, о которой было бы столько же
публикаций в СМИ, причем в большинстве случаев эти публикации не
отличаются достоверностью. Обсуждение таких публикаций с точки зрения
химика позволяет выработать у студентов взвешенный подход к этому вопросу.

Для закрепления теоретических знаний и выработки практических навыков
нами разработан ряд новых лабораторных работ, особенно по двум последним
разделам, а работы, содержащиеся в имеющихся практикумах по химической
технологии, переработаны с целью усиления экологической составляющей. Все работы содержат вопросы, задания и расчетные задачи. 

Першоджерело - Збірник тез доповідей Міжнародної науково-практичної конференції - (PDF, 2,54 Мб)
Категорія: ЕКО просвіта | Додав: NPO (31.08.2011) | Автор: Левандовская Тамара Владимировна
Переглядів: 1287 | Теги: екологізація, МАМА-86, хімічні токсиканти, конференции, хімічна освіта, хімічна безпека | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
avatar