ИЗ ОПЫТА ЭКОЛОГИЗАЦИИ КУРСА ПРИКЛАДНОЙ ХИМИИ В СИСТЕМЕ ВУЗОВСКОЙ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЕЙ ХИМИИ
Коннова Юлия Викторовна, ассистент Поморский государственный университет имени М.В. Ломоносова, г. Архангельск, Россия Как следует из проекта примерной программы по химии для 8–9 классов (М.: Просвещение, 2010), изучение химии в рамках основного общего образования призвано обеспечить: . формирование системы химических знаний как компонента естественнонаучной картины мира; . развитие личности обучающихся, их интеллектуальное и нравственное совершенствование, формирование у них гуманистических отношений и экологически целесообразного поведения в быту и трудовой деятельности; . выработку понимания общественной потребности в развитии химии, а также формирование отношения к химии как к возможной области будущей практической деятельности; . формирование умений безопасного обращения с веществами, используемыми в повседневной жизни. В подготовке будущих учителей к решению выделенных нами задач важную роль играет курс прикладной химии. Базируясь на знаниях, полученных студентами при изучении не только химических дисциплин, но и математики, физики, биологии, этот курс является по существу интегрированным и имеет культурологическую и экологическую направленность. Системообразующим фактором является человек, рассматриваемый сквозь призму антропогенной деятельности. Это способствует повышению уровня химической грамотности студентов и пониманию ответственного отношения человека к природе, а в конечном счете решению глобальной проблемы – выхода из экологического кризиса и перехода к устойчивому развитию общества. В Поморском государственном университете им. М.В. Ломоносова разработана и реализуется программа курса прикладной химии, основной акцент в которой делается именно на формировании у студентов экологического сознания. Так, основные химические производства рассматриваются в первую очередь с точки зрения их воздействия на окружающую среду. В этом разделе мы обращаем внимание на такие моменты, как наличие или отсутствие замкнутых технологических схем, циклы по воде и энергии, уровень автоматизации, возможность улавливания газопылевых выбросов и очистка сточных вод. В отдельный блок выделены производства Архангельской области: целлюлозно-бумажное, гидролизное, лесохимические, переработка водорослей. Дело не только в том, что большинство студентов, скорее всего, получит работу в пределах области. Важнее то, что состояние окружающей среды в городах и районах интересует всех жителей, и студенты не составляют исключения. Следовательно, легче вовлечь их в активную познавательную деятельность. В частности, на местном материале нами составлены расчетные задачи, неизменно вызывающие интерес студентов, например: «Архангельская ТЭЦ сжигает в среднем 1500 т мазута в сутки. Содержание серы в мазуте 1,7–2,3%. Годовой выброс диоксида серы в атмосферу города составлял в разные годы 28–33 тыс. т. Каков вклад ТЭЦ в загрязнение воздуха этим веществом?» Решение этой задачи приводит студентов к выводу, что вопреки мнению обывателей именно ТЭЦ, а не ЦБК, является самым экологически грязным предприятием Архангельска. Использование таких задач в учебном процессе позволяет сделать теоретический материал более аргументированным и жизненным. Отдельно рассматривается раздел «Вода, сырье и топливо для химической промышленности». В нем идет речь не только о комплексном использовании природных ресурсов, о наиболее экологичных способах водоподготовки, обогащения сырья, сжигания топлива, но и о необходимости перехода от невозобновляемых ресурсов к возобновляемым. Так, в качестве перспективного сырья для получения целого ряда ароматических веществ, рассматриваются лигнины, являющиеся крупнотоннажными отходами целлюлозно-бумажного и гидролизного производств, а в качестве дешевого и экологически чистого топлива – биогаз, получаемый при метановом брожении органических отходов. Особо подчеркивается, что в обоих случаях не только экономится невозобновляемое органическое сырье, но и резко снижается площадь свалок и выброс с этих свалок метана и других загрязнителей. Крайне важным для формирования осознанного подхода к выбору и использованию продукции бытовой химии является раздел «Химия в быту». В нем рассматриваются с потребительской и экологической точки зрения лаки и краски, текстильные красители, моющие и чистящие средства, отбеливатели, а также наиболее часто встречающиеся полимерные материалы. Не менее важным мы считаем раздел «Химия и пища». В него входят такие темы, как химические аспекты производства муки и хлеба, чая, вина, а также применяемые в промышленности методы анализа пищевых веществ. Здесь же рассматриваются вопросы, касающиеся применения пищевых добавок. Трудно назвать другую тему, о которой было бы столько же публикаций в СМИ, причем в большинстве случаев эти публикации не отличаются достоверностью. Обсуждение таких публикаций с точки зрения химика позволяет выработать у студентов взвешенный подход к этому вопросу. Для закрепления теоретических знаний и выработки практических навыков нами разработан ряд новых лабораторных работ, особенно по двум последним разделам, а работы, содержащиеся в имеющихся практикумах по химической технологии, переработаны с целью усиления экологической составляющей. Все работы содержат вопросы, задания и расчетные задачи. Першоджерело - Збірник тез доповідей Міжнародної науково-практичної конференції - (PDF, 2,54 Мб) | |
| |
Переглядів: 1351 | | |
Всього коментарів: 0 | |