К ВОПРОСУ ОБ «ОСНОВАХ ХИМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ»
Ножко Елена Семеновна, к.т.н., доцент

Южный филиал национального университета биоресурсов и
природопользования Украины «Крымский агротехнологический университет»,
г. Симферополь

Что такое химическое образование? Прежде всего, это элементарные
знания о химических веществах, окружающих всех нас в повседневной жизни.
Модные ныне телепрограммы «Знак качества», «Провокатор», обилие
насыщенной псевдохимической терминологией рекламы способны вселить
страх, ужас и откровенную беспомощность перед тотальной токсической
угрозой. Секрет противостояния этой негативной информации очень прост –
это химическая грамотность. Относительно недавно в перечень обязательных
дисциплин средней и высшей школы был введен предмет «Охрана
безопасности и жизнедеятельности». В рамках этой дисциплины можно
предусмотреть подраздел «Основы химической безопасности». Логично будет
изучение его как в последнем классе средней школы, так и на первом курсе
вуза, когда ученик или студент владеет первоначальными знаниями из области
общей, неорганической и органической химии. Естественно, необходимо
разработать четкую программу курса и подготовить учебник, который станет не
сухим набором отрывочных сведений, а увлекательным путеводителем по
миру, насыщенному химическими веществами. Учебник, который позволит
отличать полезные вещества от токсичных, противостоять
недоброкачественной или ложной информации.

«Основы химической безопасности» должны включать, например, такие
разделы: общие сведения о токсичности химических веществ; информацию о
«вкусной и здоровой пище», которая познакомит с биологически активными
добавками, индексом «Е», «Кодексом Алиментариусом» и т. п.; доступно о
воде, ее чистоте, памяти и особых свойствах; международные и отечественные
нормативные документы, касающиеся проверки качества химической
продукции; о веществах, используемых в сельском хозяйстве в качестве
удобрений, пестицидов и пр.; о вредных и полезных лекарствах, здесь же о
наркотических средствах: «Осторожно, наркотики!»; химические вещества,
окружающие нас в быту – бытовая и косметическая химия.

Этот список можно уточнять и дополнять сведениями об альтернативных
микробиологических и безотходных технологиях получения нетоксичных
веществ; о земных и подводных фермах – фабриках белковой пищи; о способах
повышения плодородия почв и т. д. и т. п. Основное требование - учебник
должен быть написан живо, увлекательно, хорошо иллюстрирован.
Следующим этапом могут быть разделы курса «Основы радиологической и
биологической безопасности», что также весьма актуально. Для реализации
настоящего предложения можно создать творческий коллектив ученых и
педагогов, который подготовит всю необходимую учебно-методическую

документацию.

Першоджерело - Збірник тез доповідей Міжнародної науково-практичної конференції - (PDF, 2,54 Мб)

Категорія: ЕКО просвіта | Додав: NPO (13.09.2011) | Автор: Ножко Елена Семеновна
Переглядів: 1126 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
avatar