К ВОПРОСУ ОБ «ОСНОВАХ ХИМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ»
Южный филиал национального университета биоресурсов и природопользования Украины «Крымский агротехнологический университет», г. Симферополь Что такое химическое образование? Прежде всего, это элементарные знания о химических веществах, окружающих всех нас в повседневной жизни. Модные ныне телепрограммы «Знак качества», «Провокатор», обилие насыщенной псевдохимической терминологией рекламы способны вселить страх, ужас и откровенную беспомощность перед тотальной токсической угрозой. Секрет противостояния этой негативной информации очень прост – это химическая грамотность. Относительно недавно в перечень обязательных дисциплин средней и высшей школы был введен предмет «Охрана безопасности и жизнедеятельности». В рамках этой дисциплины можно предусмотреть подраздел «Основы химической безопасности». Логично будет изучение его как в последнем классе средней школы, так и на первом курсе вуза, когда ученик или студент владеет первоначальными знаниями из области общей, неорганической и органической химии. Естественно, необходимо разработать четкую программу курса и подготовить учебник, который станет не сухим набором отрывочных сведений, а увлекательным путеводителем по миру, насыщенному химическими веществами. Учебник, который позволит отличать полезные вещества от токсичных, противостоять недоброкачественной или ложной информации. «Основы химической безопасности» должны включать, например, такие разделы: общие сведения о токсичности химических веществ; информацию о «вкусной и здоровой пище», которая познакомит с биологически активными добавками, индексом «Е», «Кодексом Алиментариусом» и т. п.; доступно о воде, ее чистоте, памяти и особых свойствах; международные и отечественные нормативные документы, касающиеся проверки качества химической продукции; о веществах, используемых в сельском хозяйстве в качестве удобрений, пестицидов и пр.; о вредных и полезных лекарствах, здесь же о наркотических средствах: «Осторожно, наркотики!»; химические вещества, окружающие нас в быту – бытовая и косметическая химия. Этот список можно уточнять и дополнять сведениями об альтернативных микробиологических и безотходных технологиях получения нетоксичных веществ; о земных и подводных фермах – фабриках белковой пищи; о способах повышения плодородия почв и т. д. и т. п. Основное требование - учебник должен быть написан живо, увлекательно, хорошо иллюстрирован. Следующим этапом могут быть разделы курса «Основы радиологической и биологической безопасности», что также весьма актуально. Для реализации настоящего предложения можно создать творческий коллектив ученых и педагогов, который подготовит всю необходимую учебно-методическую документацию. Першоджерело - Збірник тез доповідей Міжнародної науково-практичної конференції - (PDF, 2,54 Мб) | |
| |
Переглядів: 1187 | |
Всього коментарів: 0 | |