НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ОБЕСПЕЧЕНИЮ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОГРАММЫ «БУДУЩЕЕ БЕЗ ТОКСИКАНТОВ»
Южный филиал национального университета биоресурсов и природопользования Украины «Крымский агротехнологический университет», г. Симферополь Сурова Наталья Андреевна, к.х.н., доцент Крымский государственный медицинский университет имени С. И. Георгиевского г. Симферополь Химическое образование в широком смысле должно предполагать следующее: . формирование научного мировоззрения на базе школьной программы по химическим дисциплинам; . приобретение навыков объективной оценки и анализа информации, касающейся использования химических веществ в быту, сельском хозяйстве, пищевых продуктах, лекарственных и косметических препаратах; . умение читать этикетки и не попадаться на эффектные рекламные трюки; . беречь свой водоём от токсичных промышленных и бытовых отходов. Естественно, что главенствующая роль при этом отводится школьному учителю химии, который просто обязан иметь энциклопедические знания, что, будем откровенны, маловероятно. Непосредственно с проблемой химических токсикантов сталкиваются специалисты, работающие в области агрономии, медицины, фармакологии, пищевых технологий и пр. С ней же теснейшим образом связаны вопросы загрязнения окружающей среды, а также целенаправленного использования продукции химической, пищевой и сельскохозяйственной отраслей промышленности, которые зачастую обладают токсичными свойствами. Немалая роль при этом должна быть отведена аналитическим аспектам выявления токсикантов, уровня загрязнения и методическим подходам к решению названных проблем. Химическое образование должно предусматривать и специфический учебно-методический подход к задаче химической и экологической безопасности, а именно: . преподавание химических дисциплин в отраслевых, медицинских, фармацевтических, сельскохозяйственных высших учебных заведениях в контексте обеспечения безопасности и жизнедеятельности; . подача преподавателем обширной информации о природе и свойствах экологически опасных веществ, используемых в конкретной области и быту; . приобретение студентами в процессе обучения устойчивых аналитических навыков и научного подхода к выявлению и обезвреживанию токсикантов; . обеспечение лабораторной базы для организации научных работ студентов (рефераты, курсовые, дипломные работы) в рамках программы «Будущее без токсикантов». Студентами ведущих высших учебных заведений Крыма в течение последнего десятилетия ведутся научно-исследовательские работы по следующим направлениям: . изучение содержания тяжелых металлов в Симферопольском водохрани- лище, малых реках Крыма, морском побережье, в почвах и растениях; . исследование содержания пестицидов в природных объектах медицинского и сельскохозяйственного назначения, в частности в Сакском озере; . изучение действия некоторых биологически активных добавок в эмульсионных масложировых продуктах на их пищевую ценность и экологичность; . замена искусственных химических веществ, применяемых в качестве антиоксидантов, на биологически активные природные соединения. Все студенческие научные работы проводятся на базе действующих лабораторий высших учебных заведений с привлечением отраслевых лабораторий Крыма для получения воспроизводимых достоверных результатов. Студентами используются как современные методики определения токсичных веществ химическим путем (качественный и объемный анализ с соответствующей пробоподготовкой), так и физико-химические методы. Это электрохимические (полярография и потенциометрия), хроматографические, оптические (спектрофотометрия, поляризационная микроскопия) и др. Полученные результаты явились предметом обсуждения на научно- технических конференциях разных уровней. Отдельные работы были приняты на вооружение соответствующими экологическими организациями Крыма. Опыт организации студенческих научно-исследовательских работ в Крымских высших учебных заведениях может быть обобщен и предложен к широкому внедрению в высших учебных заведениях Украины. Першоджерело - Збірник тез доповідей Міжнародної науково-практичної конференції - (PDF, 2,54 Мб) | |
| |
Переглядів: 1265 | |
Всього коментарів: 0 | |