НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ОБЕСПЕЧЕНИЮ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОГРАММЫ «БУДУЩЕЕ БЕЗ ТОКСИКАНТОВ»
Ножко Елена Семеновна, к.т.н., доцент

Южный филиал национального университета биоресурсов и природопользования
Украины «Крымский агротехнологический университет», г. Симферополь

Сурова Наталья Андреевна, к.х.н., доцент

Крымский государственный медицинский университет имени С. И. Георгиевского

г. Симферополь

Химическое образование в широком смысле должно предполагать
следующее:

. формирование научного мировоззрения на базе школьной программы по
химическим дисциплинам;


. приобретение навыков объективной оценки и анализа информации,
касающейся использования химических веществ в быту, сельском хозяйстве,
пищевых продуктах, лекарственных и косметических препаратах;


. умение читать этикетки и не попадаться на эффектные рекламные трюки;


. беречь свой водоём от токсичных промышленных и бытовых отходов.


Естественно, что главенствующая роль при этом отводится школьному
учителю химии, который просто обязан иметь энциклопедические знания, что,
будем откровенны, маловероятно. Непосредственно с проблемой химических
токсикантов сталкиваются специалисты, работающие в области агрономии,
медицины, фармакологии, пищевых технологий и пр. С ней же теснейшим
образом связаны вопросы загрязнения окружающей среды, а также
целенаправленного использования продукции химической, пищевой и
сельскохозяйственной отраслей промышленности, которые зачастую обладают
токсичными свойствами. Немалая роль при этом должна быть отведена
аналитическим аспектам выявления токсикантов, уровня загрязнения и
методическим подходам к решению названных проблем.

Химическое образование должно предусматривать и специфический
учебно-методический подход к задаче химической и экологической
безопасности, а именно:


. преподавание химических дисциплин в отраслевых, медицинских,
фармацевтических, сельскохозяйственных высших учебных заведениях в
контексте обеспечения безопасности и жизнедеятельности;


. подача преподавателем обширной информации о природе и свойствах
экологически опасных веществ, используемых в конкретной области и быту;


. приобретение студентами в процессе обучения устойчивых аналитических
навыков и научного подхода к выявлению и обезвреживанию токсикантов;

. обеспечение лабораторной базы для организации научных работ студентов
(рефераты, курсовые, дипломные работы) в рамках программы «Будущее без
токсикантов». 

Студентами ведущих высших учебных заведений Крыма в течение
последнего десятилетия ведутся научно-исследовательские работы по
следующим направлениям:


. изучение содержания тяжелых металлов в Симферопольском водохрани-
лище, малых реках Крыма, морском побережье, в почвах и растениях;


. исследование содержания пестицидов в природных объектах медицинского
и сельскохозяйственного назначения, в частности в Сакском озере;


. изучение действия некоторых биологически активных добавок в
эмульсионных масложировых продуктах на их пищевую ценность и
экологичность;


. замена искусственных химических веществ, применяемых в качестве
антиоксидантов, на биологически активные природные соединения.


Все студенческие научные работы проводятся на базе действующих
лабораторий высших учебных заведений с привлечением отраслевых
лабораторий Крыма для получения воспроизводимых достоверных результатов.
Студентами используются как современные методики определения токсичных
веществ химическим путем (качественный и объемный анализ с
соответствующей пробоподготовкой), так и физико-химические методы. Это
электрохимические (полярография и потенциометрия), хроматографические,
оптические (спектрофотометрия, поляризационная микроскопия) и др.
Полученные результаты явились предметом обсуждения на научно-
технических конференциях разных уровней. Отдельные работы были приняты
на вооружение соответствующими экологическими организациями Крыма.

Опыт организации студенческих научно-исследовательских работ в
Крымских высших учебных заведениях может быть обобщен и предложен к

широкому внедрению в высших учебных заведениях Украины.

Першоджерело - Збірник тез доповідей Міжнародної науково-практичної конференції - (PDF, 2,54 Мб)

Категорія: ЕКО просвіта | Додав: NPO (13.09.2011) | Автор: Ножко Елена Семеновна
Переглядів: 1265 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
avatar