НЕКОТОРЫЕ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ УРОКИ СРЕДНЕГО ХИМИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Максимов Александр Сергеевич, д.пед.н., профессор

Мелитопольский государственный педагогический
университет имени Богдага Хмельницкого

Практически все реформы образования, и химического в частности,
начинаются с анализа назревших проблем и указания существенных
недостатков обучения. Одним из них в обучении химии в средней школе
считают отсутствие логики в ответах учащихся и неумение устанавливать
причинно-следственные связи между строением веществ и их свойствами.

В связи с этим имеет смысл обратить внимание на методологические
уроки, анализ которых на основе эксперимента и обобщенного педагогического
опыта позволяет объективно сделать выбор научно-методического подхода к
изучению раздела или целого курса химии средней школы. В этом смысле
методология как отрасль знаний через рефлексию осуществляет
рационализацию и интенсификацию процесса усвоения химических понятий.

Например, первый методологический урок состоит в том, что курсы
неорганической и органической химии на современном этапе развития науки
целесообразно излагать не с позиций исторического подхода времен Лавуазье,
Менделеева, Верховского, а в свете электронной теории и учения о строении
атома.

Так, для изучения систематического курса неорганической химии
фундаментальными понятиями должны стать не только понятия "атом”,
"химический элемент”, но и понятия субатомной организации веществ.
Усвоение понятий об s-, p-, d-, f- элементах позволит интенсифицировать
процесс понимания функций периодического закона и периодической системы,
а отсюда и неорганических веществ в целом.

Курс органической химии также следует изучать на основе электронной
теории, теории гибридных орбиталей и строении функциональных групп,
определяющих свойства органических веществ. Это позволит обобщать
вещества в классы по наличию в них тех или иных функциональных групп, что
даст возможность учащимся пользоваться методом прогнозирования свойств,
как, например, свойств альдегидов и многоатомных спиртов у глюкозы.

Второй методологический урок касается одного из незаслуженно забытых
принципов – принципа концентрации [1]. Однако его использование требует
учета критического анализа, сделанного Н.Е. Кузнецовой [2]. Этот принцип
следует рассматривать не по отношению к той или иной конкретной теме или
даже разделу, а к изучению всего курса неорганической, а в некоторых случаях
и органической химии.

С учетом принципа концентризма, химию можно изучать на разных
теоретических уровнях в основной школе (первый этап), в старшей профильной
школе (второй этап) и в высшем учебном заведении (третий этап). Это позволит
избежать ряда методических недоразумений, приводящих к путанице


представлений в сознании учащихся о причине и следствии химических
явлений. Данное утверждение требует пояснения.

Например, научно-методический подход к изучению важнейших классов
неорганических соединений в основной школе, разработанный в 80-х годах и
успешно реализованный в учебниках Н.Н. Буринской [3], к сожалению иногда
дает сбой по причине использования учебников разных авторов для 7-х, 8-х,
9-х классов или авторов, выбравших не проверенный в педагогическом
эксперименте методический подход.

Так, в учебнике П.П. Попеля и Л.С. Крикли (Химия. 8 класс. 2008 г.) [4] в
теме "Оксиды” сделана попытка ввести элементы чуть ли не с позиций
дуалистической теории Й. Берцелиуса [5]. На примере некоторых оксидов
авторы без методического обоснования включили в текст параграфа понятия
"катионы” и "анионы”. При таких условиях информация об этих понятиях для
учащихся носит экзотический характер. В этом разделе определение оксидов и
солей даны с использованием понятия "анион”, "катион”, а определения кислот
и солей построены с использованием понятий об атомах и молекулах. Причем
определение кислоты на самом деле представлено в виде следствия из
фактически отсутствующего определения кислоты как сложного вещества,
состоящего из атомов Гидрогена и кислотного остатка. Как известно, данная
методика формирования понятий о важнейших классах неорганических
соединений реализуется на основе теории поэтапного формирования
умственных действий [6].

По определенным признакам (сложное вещество, наличие атома Гидрогена
и кислотного остатка) учащиеся самостоятельно выводят дефиницию понятия
"кислота”. Для выведения следствия из понятия "кислота” проводится
химический эксперимент по взаимодействию кислот с металлами и изменению
цвета индикатора. На основе результатов химических опытов делается вывод о
том, что атомы Гидрогена в кислоте способны замещаться на атомы некоторых
металлических элементов. Такой вывод дает право на выведение дефиниции-
следствия: "кислотами называются сложные вещества, которые образуются из
атомов Гидрогена, способных замещаться на атомы металлических элементов,
и кислотных остатков”. Выведения такого определения кислоты говорит о том,
что происходит развитие этого понятия. Далее из понятия "кислота” логично
выводится понятие "соль”, чего нельзя сказать о взаимосвязи дефиниций
"кислота–соль”, предложенных в учебнике [4].

Усвоение учащимися не только самих понятий важнейших классов
неорганических соединений, но и способа их формирования согласно теории
поэтапного формирования умственных действий, является для учащихся
решением важнейшей учебной задачи методологического характера.

Таким образом, отбор и построение содержания курса химии в виде
учебного текста обязательно должен осуществляться с учетом методоло-
гических уроков, преподносимых методической наукой.



1. Шелинский Г.И., Смирнов А.Д. Методика обучения химии в восьмилетней школе:
Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1965. – 295 с.





2. Методика преподавания химии: Учебное пособие для студентов пед. ин-тов по
химическим и биологическим специальностям /Под реакцией Н.Е. Кузнецовой. – М.:
Просвещение, 1984. – 415 с.


3. Буринська Н.М. Хімія. 8 кл. Підручник для середньої загальноосвітньої школи. – 3-тє
вид. випр. та доп. – К., Ірпінь: ВТФ "Перун”, 1999. – 160 с.


4. Попель П.П.. Хімія: підручник для 8 класу загальноосвітніх навчальних закладів /П.П.
Попель, Л.С. Крикля. – К.: ВЦ "Академія”, 2008. – 232 с.


5. Максимов О.С., Шевчук Т.О. Історія хімії: Підручник для студентів хімічних
спеціальностей вищих навчальних закладів I-IV рівнів акредитації. – Мелітополь:
Друкарня "Люкс”, 2010. – 288 с.


6. Максимов О., Варакса С. Психологічний підхід до формування понять про основні класи

неорганічних сполук //Біологія і хімія в школі. – 2001. – № 5 – С. 16–18.

Першоджерело - Збірник тез доповідей Міжнародної науково-практичної конференції - (PDF, 2,54 Мб)

Категорія: ЕКО просвіта | Додав: NPO (07.09.2011) | Автор: Максимов Александр Сергеевич
Переглядів: 1205 | Коментарі: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
avatar