НЕКОТОРЫЕ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ УРОКИ СРЕДНЕГО ХИМИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Мелитопольский государственный педагогический университет имени Богдага Хмельницкого Практически все реформы образования, и химического в частности, начинаются с анализа назревших проблем и указания существенных недостатков обучения. Одним из них в обучении химии в средней школе считают отсутствие логики в ответах учащихся и неумение устанавливать причинно-следственные связи между строением веществ и их свойствами. В связи с этим имеет смысл обратить внимание на методологические уроки, анализ которых на основе эксперимента и обобщенного педагогического опыта позволяет объективно сделать выбор научно-методического подхода к изучению раздела или целого курса химии средней школы. В этом смысле методология как отрасль знаний через рефлексию осуществляет рационализацию и интенсификацию процесса усвоения химических понятий. Например, первый методологический урок состоит в том, что курсы неорганической и органической химии на современном этапе развития науки целесообразно излагать не с позиций исторического подхода времен Лавуазье, Менделеева, Верховского, а в свете электронной теории и учения о строении атома. Так, для изучения систематического курса неорганической химии фундаментальными понятиями должны стать не только понятия "атом”, "химический элемент”, но и понятия субатомной организации веществ. Усвоение понятий об s-, p-, d-, f- элементах позволит интенсифицировать процесс понимания функций периодического закона и периодической системы, а отсюда и неорганических веществ в целом. Курс органической химии также следует изучать на основе электронной теории, теории гибридных орбиталей и строении функциональных групп, определяющих свойства органических веществ. Это позволит обобщать вещества в классы по наличию в них тех или иных функциональных групп, что даст возможность учащимся пользоваться методом прогнозирования свойств, как, например, свойств альдегидов и многоатомных спиртов у глюкозы. Второй методологический урок касается одного из незаслуженно забытых принципов – принципа концентрации [1]. Однако его использование требует учета критического анализа, сделанного Н.Е. Кузнецовой [2]. Этот принцип следует рассматривать не по отношению к той или иной конкретной теме или даже разделу, а к изучению всего курса неорганической, а в некоторых случаях и органической химии. С учетом принципа концентризма, химию можно изучать на разных теоретических уровнях в основной школе (первый этап), в старшей профильной школе (второй этап) и в высшем учебном заведении (третий этап). Это позволит избежать ряда методических недоразумений, приводящих к путанице представлений в сознании учащихся о причине и следствии химических явлений. Данное утверждение требует пояснения. Например, научно-методический подход к изучению важнейших классов неорганических соединений в основной школе, разработанный в 80-х годах и успешно реализованный в учебниках Н.Н. Буринской [3], к сожалению иногда дает сбой по причине использования учебников разных авторов для 7-х, 8-х, 9-х классов или авторов, выбравших не проверенный в педагогическом эксперименте методический подход. Так, в учебнике П.П. Попеля и Л.С. Крикли (Химия. 8 класс. 2008 г.) [4] в теме "Оксиды” сделана попытка ввести элементы чуть ли не с позиций дуалистической теории Й. Берцелиуса [5]. На примере некоторых оксидов авторы без методического обоснования включили в текст параграфа понятия "катионы” и "анионы”. При таких условиях информация об этих понятиях для учащихся носит экзотический характер. В этом разделе определение оксидов и солей даны с использованием понятия "анион”, "катион”, а определения кислот и солей построены с использованием понятий об атомах и молекулах. Причем определение кислоты на самом деле представлено в виде следствия из фактически отсутствующего определения кислоты как сложного вещества, состоящего из атомов Гидрогена и кислотного остатка. Как известно, данная методика формирования понятий о важнейших классах неорганических соединений реализуется на основе теории поэтапного формирования умственных действий [6]. По определенным признакам (сложное вещество, наличие атома Гидрогена и кислотного остатка) учащиеся самостоятельно выводят дефиницию понятия "кислота”. Для выведения следствия из понятия "кислота” проводится химический эксперимент по взаимодействию кислот с металлами и изменению цвета индикатора. На основе результатов химических опытов делается вывод о том, что атомы Гидрогена в кислоте способны замещаться на атомы некоторых металлических элементов. Такой вывод дает право на выведение дефиниции- следствия: "кислотами называются сложные вещества, которые образуются из атомов Гидрогена, способных замещаться на атомы металлических элементов, и кислотных остатков”. Выведения такого определения кислоты говорит о том, что происходит развитие этого понятия. Далее из понятия "кислота” логично выводится понятие "соль”, чего нельзя сказать о взаимосвязи дефиниций "кислота–соль”, предложенных в учебнике [4]. Усвоение учащимися не только самих понятий важнейших классов неорганических соединений, но и способа их формирования согласно теории поэтапного формирования умственных действий, является для учащихся решением важнейшей учебной задачи методологического характера. Таким образом, отбор и построение содержания курса химии в виде учебного текста обязательно должен осуществляться с учетом методоло- гических уроков, преподносимых методической наукой. 1. Шелинский Г.И., Смирнов А.Д. Методика обучения химии в восьмилетней школе: Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1965. – 295 с. 2. Методика преподавания химии: Учебное пособие для студентов пед. ин-тов по химическим и биологическим специальностям /Под реакцией Н.Е. Кузнецовой. – М.: Просвещение, 1984. – 415 с. 3. Буринська Н.М. Хімія. 8 кл. Підручник для середньої загальноосвітньої школи. – 3-тє вид. випр. та доп. – К., Ірпінь: ВТФ "Перун”, 1999. – 160 с. 4. Попель П.П.. Хімія: підручник для 8 класу загальноосвітніх навчальних закладів /П.П. Попель, Л.С. Крикля. – К.: ВЦ "Академія”, 2008. – 232 с. 5. Максимов О.С., Шевчук Т.О. Історія хімії: Підручник для студентів хімічних спеціальностей вищих навчальних закладів I-IV рівнів акредитації. – Мелітополь: Друкарня "Люкс”, 2010. – 288 с. 6. Максимов О., Варакса С. Психологічний підхід до формування понять про основні класи неорганічних сполук //Біологія і хімія в школі. – 2001. – № 5 – С. 16–18. Першоджерело - Збірник тез доповідей Міжнародної науково-практичної конференції - (PDF, 2,54 Мб) | |
| |
Переглядів: 1199 | Коментарі: 1 | |
Всього коментарів: 0 | |